Радик Темиргалиев: "Десятки тысяч этих ссыльных крестьян умерли от голода и болезней" - ЭКСКЛЮЗИВ

  24 АВГУСТ 2021    Прочитано: 5204
Радик Темиргалиев: "Десятки тысяч этих ссыльных крестьян умерли от голода и болезней" - ЭКСКЛЮЗИВ

Интервью Vzglyad.az с казахстанским историком, членом правления Научно-образовательного фонда «Аспандау» Радиком Темиргалиевым.

- Казахстан и Украина пошли на сближение в исторической сфере. Посол Казахстана на Украине Дархан Калетаев в июле текущего года заметил, что две страны могут «бесконечно черпать потенциал совместных проектов из нашей истории. Для этого сейчас запускается системный историко-архивный проект совместно с Украиной. Мы планируем организовать серию визитов историков, архивистов, поисковиков из Казахстана». Каким целям, на ваш взгляд, служит сближение двух стран в исторической сфере?

- Украинские ученые вносят большой вклад в исследование истории тюркских народов. Без изучения их трудов нельзя полноценно исследовать историю огузов, печенегов, кыпчаков или Золотой Орды. Украинские архивы и музеи хранят множество документов и артефактов, представляющих значительную ценность для исследователей из Казахстана.

Огромное значение в истории двух наших народов имеет также период новейшей истории. В XIX-XX вв. Казахстан стал новой родиной для огромного количества украинцев. В 1970 г. их численность в республике составляла более 900 тысяч человек.

Сотни тысяч казахстанских воинов приняли участие в освобождении украинских земель в ходе Великой Отечественной войны. Одним из организаторов партизанского движения на территории Украины был Касым Кайсенов. В нашей стране это один из самых почитаемых героев войны. Казахстан также принял деятельное участие в послевоенном восстановлении Украины. В свою очередь, Украина оказала содействие Казахстану в индустриализации и освоении «целинных земель».

Естественно, что там не все было так гладко, как изображалось в работах советского периода. Так, украинские и русские крестьяне наделялись землей, насильственно отторгнутой у коренного населения. На этой почве происходило множество конфликтов. В конечном счете это стало причиной восстания казахского населения в 1916 г.

Помощь, оказываемая республиками друг другу в советское время, осуществлялась по прямому указанию союзного руководства. Регионы, вынужденные отрывать от себя ресурсы особой радости, естественно, не испытывали. К примеру, в своих воспоминаниях глава компартии Украины Петр Шелест с возмущением рассказывал, как глава казахстанских коммунистов Динмухамед Кунаев под различными предлогами не возвращал Украине 20 тысяч грузовиков, использованных в уборке урожая. Вследствие этого Украина испытывала серьезные проблемы в сборе собственного урожая свеклы.

В общем хватало и хорошего, и плохого. Но это все история, которую необходимо изучать без купюр, если мы хотим извлекать какие-то уроки из прошлого.

Что касается вашего второго вопроса, то на самом деле это довольно заурядное событие, раздутое в СМИ. Различных соглашений по сотрудничеству между Украиной и Казахстаном было много. Взаимодействие между казахстанскими и украинскими историками началось не сегодня и не вчера. Неоднократно проводились различные совместные исследования. Казахстанские историки регулярно принимают участие в различных мероприятиях, организуемых украинской стороной, в свою очередь, украинцы частенько приезжают к нам. Если будут созданы условия для расширения этого взаимодействия, для реализации новых проектов, то это можно только приветствовать.

- Темами украинского-казахстанского исторического сотрудничества называются к примеру, депортации 1920-1930-х годов. С какими рисками сопряжено продвижение данной тематики? В чем особенности и различия подходов российских и украинских историков к данной проблематике?

- Депортация украинских и русских крестьян в начале 30-х гг. XX в. – это трагическая страница в истории Украины, России и Казахстана. В разгар коллективизации, когда Казахстан был охвачен чудовищным голодом, советские власти использовали критически необходимые для решения этой проблемы товарные эшелоны, чтобы перевозить в республику сотни тысяч украинских и русских крестьян, именуемых в официальных документах «спецпереселенцами». На месте назначения их часто просто выбрасывали из вагонов в голой степи, где они должны были обживаться собственными силами. Десятки тысяч этих ссыльных крестьян умерли от голода и болезней.

Насколько я могу судить, между учеными, изучающими данную тему, никаких принципиальных различий во взглядах на эту трагедию нет. Другое дело, как представляются эти события в СМИ. Для украинцев это один из эпизодов советского геноцида. В Казахстане эта тема освещается слабо, у нас все события этих лет заслонены голодом среди коренного населения. В России же на преступления большевиков против русского народа стараются закрывать глаза, больше видно и слышно «адвокатов», оправдывающих репрессии.

На мой взгляд, качественные исторические исследования в этой области не несут никаких рисков. Напротив, они дают обществу полноценную информацию, позволяющую оценить все аспекты тех или иных исторических событий.

- В настоящее время в Казахстане актуализировалась тема сталинских репрессий. Специальная комиссия, созданная в мае указом президента Касыма-Жомарта Токаева, обсуждает реабилитацию жертв политических репрессий, в числе которых оказались пособники нацистов из Туркестанского легиона. Почему было принято подобное решение?

- Никакой речи о реабилитации «пособников нацистов» в Казахстане не идет. Члены комиссии специально пояснили, что речь идет о реабилитации только тех участников Туркестанского легиона, кто воспользовался возможностью вступить в ряды данного формирования, чтобы освободиться из концлагеря, а затем попытаться пробиться к своим. Известны случаи, когда целые подразделения Туркестанского легиона, оказавшись в зоне боевых действий, уничтожив немецких командиров, с оружием в руках переходили в расположение Красной армии или войск союзников. Многие из этих людей затем оказались уже в советских лагерях. Можно ли их называть «пособниками нацистов»?

Лично мои знакомые долго и безуспешно добиваются реабилитации своего деда, участника Великой Отечественной войны – Ергали Муканова. В 1942 г. он, будучи бойцом разгромленной 106-ой казахской кавалерийской дивизии, попал в плен. В 1944 г. сумел бежать из концлагеря и присоединился к французским партизанам. Тем не менее, вернувшись на родину, он был осужден как американский шпион. Аксакал прожил долгую жизнь и скончался в 2017 г., несмотря на многочисленные обращения, так и не дождавшись реабилитации и признания его ветераном войны. Но потомки хотят восстановить доброе имя Ергали Муканова, пусть и посмертно. Надеюсь, они сумеют этого добиться с помощью комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

- Как Казахстану и России не потерять точки соприкосновения в области исторической памяти? Какие действия актуально предпринять?

- Для начала историю нужно оставить историкам. Они сами разберутся с приоритетными темами исследований, с интерпретацией исторических процессов и событий и со всеми остальными вопросами. Это их работа. К сожалению, даже видные российские и казахстанские ученые, труды которых цитируются исследователями всего мира, иной раз не могут найти средств, чтобы издать монографию в 500 экземпляров. В это же время горлопаны, которые раздувают из мухи слона в СМИ и социальных сетях, а в записках начальству представляют соседа в образе нового врага, получают миллионы.

- Как вы оцениваете развитие российских-казахстанских отношений в исторической сфере? Участвуют историки с обеих стран в совместных исторических проектах?

- Казахстанские историки ни с кем не взаимодействуют настолько тесно и широко, как с российскими учеными. Открою небольшой секрет. Проводимые в Казахстане «международные» научные конференции, форумы, круглые столы часто представляют собой чисто казахстанско-российские мероприятия. Участие коллег из России дает повод организаторам говорить о международном статусе.

Совместных проектов реализовано и реализуется очень много. Я знаю, что российские ученые сейчас участвуют в подготовке нового семитомного труда по истории Казахстана. Институт археологии им. А. Маргулана постоянно привлекает к раскопкам российских археологов. Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова совместно с Омским архивом издает новые сборники ценных исторических документов. В ряде казахстанско-российских проектов, посвященных изучению истории Великой Отечественной войны, принимал участие Институт истории государства. Это все я перечисляю просто навскидку. Чиновники от науки могут предоставить по этому вопросу гораздо более исчерпывающую информацию.

Естественно, что очень много также неформальных связей. Наверное, каждый известный казахстанский историк имеет друзей и хороших знакомых среди российских ученых. Это всем только на пользу. К примеру, в этом году при дружеской поддержке казахстанских ученых завершил новую монографию об Алихане Букейханове известный российский ученый Виктор Козодой. Она сейчас готовится к изданию. Одним словом, в этой сфере никаких существенных проблем нет.

Джавад Мурадов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА