Дарья Гревцова: «Российское здравоохранение в условиях пандемии доказывает свою эффективность»

  24 АПРЕЛЬ 2020    Прочитано: 3372
Дарья Гревцова: «Российское здравоохранение в условиях пандемии доказывает свою эффективность»

Историю пандемии в России, ее течение, положительную динамику сдерживания, а также возможные последствия развития COVID 19 проанализировала Vzglyad.az российский политолог Дарья Гревцова.

- Россия смогла эффективно защититься от эпидемии коронавируса из Китая, потому что она достаточно быстро закрыла границы, а с провинцией Ухань, где была зарегистрирована вспышка, у России довольно маленькое сообщение. Российский Дальний Восток, имеет интенсивное общение с Северо-восточными провинциями Китая, но эти провинции после карантинных мер практически не были затронуты эпидемией.

В Россию приезжает большое количество туристов из Китая. Но эти туристы, посещающие Москву и Санкт-Петербург, из богатых городов, так называемой первой линии (Пекин, Шанхай, Шаньчжэнь, Гуанчжоу). Эти города были достаточно быстро закрыты на карантин, и оттуда вирус в Россию не пришел вообще, т.е. китайские туристы в Россию коронавирус не привезли.

А вирус попал в Россию из Италии. В Италию же вирус пришел из Китая. Центром распространения вируса в Италии стала прежде всего неделя моды в Милане и футбольные матчи, откуда вирус совершил скачок в Испанию, из-за большого количества испанских болельщиков на матче в Милане.

Таким образом, вирус в России начал развиваться по мере того, как москвичи привезли его из Милана. При этом, если в Испании вирус привезли сразу несколько сотен испанских болельщиков «Валенсии», то в Москву вирус привезли не несколько сотен, а все-таки несколько десятков человек - представители элитных московских тусовок, которые так любят миланские показы мод и мировые спортивные мероприятия.

Меры по самоизоляции в Москве и других регионах достаточно эффективны, на четверку. К счастью, в России не было провалов со слишком поздним введением мер карантина, которые были в Италии, Испании, Нью-Йорке и Калифорнии.

Еще 16 марта руководством страны был предоставлен доклад ученых о развитии эпидемии в Москве. В этом докладе говорилось, что если карантин не будет объявлен, то количество заболевших в Москве может достигнуть миллиона человек и система здравоохранения может не выдержать и рухнуть. Был создан специальный сценарий, на случай если карантин объявляется 26 марта. Следовательно, Москва должна была выйти на пик, небольшое плато, в районе 15-20 апреля, с количеством зараженных около 3 тысяч, а потом быстро пойти на спад и выйти на единичные случаи к майским праздникам.

Самоизоляция действительно была объявлена 26 марта, и пока ситуация в Москве развивается в соответствии с тем сценарием, который представили ученые-эпидемиологи. Эффективность российских мер карантина была подорвана очень теплыми выходными дням, которые выпали на начало карантина. После холодного марта, это были по-настоящему весенние дни, с температурой 20 градусов, так что люди могли ходить в шортах и футболках. В результате, огромное количество людей вышло в парки, эти дни вошли в народное сознание как «день безумного шашлычника».

Из-за массового нарушения самоизоляции в первые три дня карантина, в Москве получился некий сдвиг, продление плато, увеличение числа заболеваний. Но все же, ситуация значительно лучше, чем в большинстве стран мира. Процент умерших от процента заболевших в Москве намного меньше, чем в большинстве стран Европы, а именно, этот процент является показателем эффективности системы здравоохранения.

Считается, что большое преимущество Москвы и России, как всех постсоветских государств, заключается в том, что у нас, в отличие от Европы и США, обязательными были прививки от туберкулеза. Никто не понимает механизм этого действия, поскольку эти прививки антибактериальные, а не антивирусные. Но есть довольно много статистических фактов, например, сравнение ситуации западной Германии и восточной Германии, и сравнение ситуации в похожих странах Латинской Америки, - в одних, из которых были обязательны прививки от туберкулеза, а в других нет. Все эти статистические данные показывают, что каким-то образом эта прививка очень позитивно сказывается и сдерживает эпидемию.

Что касается России, в большинстве российских городов эпидемия развивается: во-первых, со сдвигом в отношении с Москвой в 2-3 недели, и это очень хорошо, потому что означает, что меры самоизоляции и карантина в России были приняты в одно календарное время с Москвой, но на 2-3 недели опережающим образом, если брать эпидемиологическое время. Таким образом, предполагается, что эпидемия в российских регионах будет значительно меньше, чем в Москве; во-вторых, эпидемия в российских регионах разная и образует своей конкретный механизм заражения, если он есть. В Коми очень многих больных заразил врач, который привез болезнь из-за границы.

Поэтому, в России возможные вспышки будут в отдельных регионах по своим причинам, но в целом, эпидемия должна коснуться регионов значительно меньше, чем Москву, так как за границу люди из регионов ездят значительно меньше и меры были приняты на 2-3 недели раньше.

Формально Россия вошла в десятку наиболее пораженных эпидемией стран, но фактически мы так не считаем. Во многих густонаселенных странах, со слабым здравоохранением, таких как Индия, Нигерия, количество зараженных будет значительно больше, да и сейчас уже может быть больше, просто их никто не регистрирует.

Если брать заболевание на миллион человек, то Россия находится очень далеко от лидеров эпидемии. И в России таким образом, эпидемия развивается значительно меньше, чем в большинстве стран Европы. Очень большим плюсом России является то, что у нас есть с советских времен отдельная эпидемиологическая служба и эпидемиология как отдельная наука. В то время, когда даже в высокоразвитых странах Евросоюза и США, таких структур либо никогда не было, либо они были распущены в последнее время из-за экономии средств, как например, в Великобритании для сохранения бюджета.

Кроме того, оказалось, что в России количество аппаратов ИВЛ на человека больше, чем в большинстве стран Евросоюза и США. Россия, на первичном этапе эпидемии, когда эти аппараты стояли на складах в качестве запаса, могла помочь США, Италии и некоторым другим странам. Количество тестов в России не хватает, как и везде. Абсолютно во всех странах добиться быстрого прохождения тестирования – не так легко, чтобы не говорили официальные лица. Я хорошо знаю по своим знакомым из Германии, что пробиться к врачам и сдать тест очень сложно, потребуется часами «висеть» на телефоне, хотя Германия считается чуть ли не идеальной страной по тестированию и борьбе с эпидемией. Ситуация с тестами в России лучше, потому что у нас есть собственные биологические лаборатории, способные решать эту проблему.

В России есть проблема с количеством врачей и больничных коек. Раньше, как наследие советских времен, был большой резерв больничных коек. Потом прошла ошибочная политика оптимизации, в рамках которой в несколько раз было сокращено это количество, но взамен больницы получили более хорошее медицинское оснащение.

У врачей и медицинского персонала (санитары, медсестры) очень маленькие доходы, в результате, этих людей не хватает. В этих условиях Россия использовала свои сильные стороны – армию и МЧС. Армия сразу же приступила к возведению 16 крупных специализированных госпиталей в Москве и городах-миллионниках. Сейчас эти госпитали находятся на завершающей стадии строительства. Также, в эти госпитали будут переброшены военные медики. Россия пока может позволить себе это сделать, потому что в отличие от США и Франции, где эпидемия очень сильно ударила по армии и флоту, в России эпидемия не пробилась в военные казармы.

Керем Султанов

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: ДарьяГревцова   Коронавирус   Россия   Эксперт  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА