Инстинкт самоуничтожения: Почему солдаты в армянской армии убивают друг друга?

  15 ФЕВРАЛЬ 2020    Прочитано: 4709
Инстинкт самоуничтожения: Почему солдаты в армянской армии убивают друг друга?

С армянской армией не нужно воевать. Она вымрет сама. Подобные мысли напрашиваются в качестве тезиса очень упорно, когда глядишь на самоубийственный «мор» армянских солдат в военных частях. И самое удивительное – сами власти Армении не в силах объяснить своему же обществу, почему это происходит. А СМИ страны пестрят статьями о развале нации.

В армянской армии продолжается череда смертей военнослужащих. 12 февраля погибли сразу двое военных – в двух разных воинских частях Нагорного Карабаха. Тигран Манвелян и Тигран Мхоян были 2000 года рождения. Они получили огнестрельные ранения в области головы и оба скончались по пути в госпиталь.

В следственном комитете Армении возбуждены уголовные дела по статье «доведение до самоубийства посредством угроз, жестокого обращения и периодического унижения человеческого достоинства». Вообщем, ситуация очень похожа на предыдущие случаи суицида в частях.

Сказать, что испуганы, это ничего не сказать – армянская пресса наполнена статьями о происходящем кошмаре и попытках разобраться. Не слышно только голосов народных избранников – они сейчас все сосредоточены по указке Пашиняна на постановки спектакля по проведению референдума и свержению Конституционного суда Армении. Хотя настоящий крах Армении происходит тут – на передовой.

С начала 2020 года в армянской армии в мирных условиях погибли уже 12 солдат. Об этом на своей странице в Facebook написал президент общественной организации «Журналисты-расследователи» Эдик Багдасарян:

«В 2020 году в нашей армии были убиты 12 солдат. Они не были убиты выстрелами противника. Невыясненные обстоятельства упоминаются в заявлениях министерства. Министры обороны Армении и Арцаха молчат, президент молчит, спикер Национального собрания и депутаты молчат, премьер говорит, но молчит по этому вопросу. Что мы сейчас обсуждаем, референдум об отстранении от должности семи судей Конституционного суда? Это определенно не стоит жизни ни одного солдата».

Согласно данным, обнародованным следственным комитетом Армении, только в 2014-2019 годах в вооруженных силах Армении насчитываются 349 случаев гибели военнослужащих. В комитете считают, что несколько десятков смертей каждый год – это высокий показатель для маленькой страны.

Их причины, как считают в комитете, в-первую очередь, нарушение режима прекращения огня на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил после подписания перемирия в 1994 году (активные боевые действия карабахской войны шли в 1991-1994), несчастные случаи, проблемы со здоровьем, убийства, самоубийства.

Правозащитники обеспокоены тем, что расследование по делам гибели военнослужащих не всегда проводится в полном объеме, случаются попытки скрыть причины смерти и настоящих виновников. Все подробности – по данным общественной организации «Диалог мира».

Как утверждают армянские СМИ, в деле Григора Аветисяна и Сурена Арамяна много неясностей и умалчиваний.

«Сначала нам говорили, что была диверсия, то есть мой сын и его друг погибли в результате диверсионного проникновения противника. Мы несколько месяцев не могли прийти в себя, не понимали, что произошло, как идет дело. Потом мы поняли, что это не могла быть диверсия, то есть диверсант не мог забраться в палатку и убить именно двух арташатцев. После этого я сразу отправился к следователям», — вспоминает Артур Арамян, отец Сурена Арамяна.

Два друга — Григор Аветисян и Сурен Арамян — были убиты на боевой позиции шестого апреля 2016 года. Через два дня в военную полицию явился военнослужащий Давид Думикян и «признался», что это он убил Аветисяна и Арамяна.

Позднее Думикян отказался от признательных показаний и до сих пор утверждает, что его принудил взять на себя вину один из сотрудников военной полиции – «высокий полковник».

Родственники убитых солдат не верят этой официальной версии. Они считают, что было проведено фиктивное расследование, чтобы замять дело, а не раскрыть все его обстоятельства.

Армянские правозащитные организации также считают, что случаев гибели военнослужащих больше допустимого. Они ведут свою собственную статистику инцидентов в армии. И она зачастую отличается от официальной.

Армянские СМИ рассказывают и о других успешных фактах расследования. В частности, общественная организация «Диалог мира», которая действует в Ванадзоре, ведет свой учет с 2013 года. На своем сайте Safesoldiers.am она создала список случаев гибели военнослужащих в армянской армии «в относительно мирных условиях», то есть с момента подписания перемирия между Арменией и Азербайджаном (12 мая 1994 года) по сегодняшний день.

Сайт основывается на информации из открытых источников, в его базе сейчас зарегистрированы 1160 инцидентов. И в организации считают, что это далеко не полный список, так как министерство обороны не соглашается на сотрудничество по этому вопросу.

Однако «Диалогу мира» удалось получить соответствующую информацию за последние три года из генеральной и военной прокуратуры.

Так согласно их данным, в 2017 году зафиксированы 76 смертей военнослужащих, три из них – убийства, 10 – самоубийства. Из зарегистрированных в 2018 году 63 смертей одно было убийством, 11 – самоубийствами.

В 2019 году погибли 49 военнослужащих. Количество убийств и самоубийств – соответственно пять и 10. То есть в последние три года число самоубийств – примерно на одном уровне, убийств в 2019-м стало больше.

Согласно общей базе данных сайта «Диалог мира» число убийств и самоубийств в целом превышает число жертв нарушения режима прекращения огня. И вот этот факт звучит поразительно. Ведь официальная армянская статистика и заявления МИД говорят обо обратном.

При этом убийств на самом деле, возможно, и больше. Опыт организации свидетельствует о том, что эти цифры по возможности занижаются, приписываются другие причины смерти.

Эксперт «Диалога мира», криминалист Рубен Мартиросян с 2000 года неоднократно представлял интересы родственников погибших военнослужащих в ходе расследования дел об убийствах в армии.

По словам Рубена Мартиросяна, следственные органы работают в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга, и в ходе проверок, случается, скрывают информацию о преступлениях в армии. Умышленные убийства представляются как самоубийства, как убийства, совершенные по неосторожности, или несчастные случаи.

Убийства на боевых позициях иногда выдаются за гибель военнослужащих в результате действий противника. Соответственно, эти дела не раскрываются, так как место и причины наступления смерти, а также орудия преступления подделываются. Следствие проводится на основании подложных фактов и приходит к неверным заключениям, не соответствующим действительности.

В суде, который является последним звеном этой цепочки, в качестве доказательств приводятся факты, полученные незаконным путем, и свидетельства, выбитые в результате насилия. В итоге выносится приговор (если выносится), не имеющий отношения к реальности.

Убийство военнослужащего Гриши Хачатряна сначала пытались выдать за следствие нарушения режима перемирия. Затем министр обороны тех лет Сейран Оганян объявил, что смерть военнослужащего наступила вследствие неосторожного обращения с оружием, то есть произошло непредумышленное убийство.

По просьбе родителей погибшего солдата эксперт «Диалога мира» присутствовал при вскрытии тела. И только после заявления Рубена Мартиросяна было возбуждено уголовное дело по факту убийства.

В нем говорилось — выстрел был произведен с близкого расстояния, что исключает фактор снайпера. Кроме того, два огнестрельных ранения и повреждения, обнаруженные на теле, указывают на насилие в отношении погибшего.

В ноябре 2018 года по инициативе следственного комитета Армении была создана рабочая группа общественного мониторинга, которая должна была изучить уголовные дела, возбужденные по фактам гибели военнослужащих в мирное время и сделать выводы.

В мониторинговую группу был вовлечен и «Диалог мира» наряду с действующими в Армении другими авторитетными общественными организациями. Однако методы работы сотрудников следственного органа в группе, их представления о ее деятельности не совпадали с позицией экспертов.

Организация «Диалог мира» проработала в составе мониторинговой группы восемь месяцев, в течение которых не заметила особого прогресса в раскрытии дел, в связи с чем и покинула группу.

«Следственные органы не могут раскрыть данные дела, так как в эту группу входят те самые следователи, которые закрыли эти дела. Вместо того, чтобы возбуждать дела по фактам, которые мы представляем в рамках группы, они думают только о том, как оправдать те или иные свои решения», — говорит руководитель организации «Диалог мира» Эдгар Хачатрян.

А многие семьи жертв инцидентов в армии уже и не надеются на выяснение обстоятельств этих дел и наказание виновных.

«Уже прошло четыре года, но мы до сих пор не знаем, кто убил нашего сына. Не знаем даже, к кому еще можно обратиться. Обращались уже ко всем – во все возможные инстанции», — говорит Артур Арамян, отец Сурена Арамяна. Самоликвидация армянской армии продолжается – и тут кажется сокрыты интересы многих тайных групп военных структур Армении.

С.М.

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Суицид   Армения   АрмянскиеВС  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА