Иван Пятибратов: "TANAP позволяет интегрировать в клуб игроков Иран, Туркменистан и Казахстан"

  14 ЯНВАРЬ 2020    Прочитано: 4817
Иван Пятибратов: "TANAP позволяет интегрировать в клуб игроков Иран, Туркменистан и Казахстан"

TANAP и Южный газовый коридор, запущенный с участием Азербайджана, стал событием для всего энергетического рынка Евразии в 2019 году. Более того, можно утверждать, что именно его запуск в немалом смысле повлиял на положительную адаптацию Европы к запуску Россией «Турецкого потока», ведь для Европы так важно слово – диверсификация. И в этом смысле именно TANAP и Южный газовый коридор являются тем самым ядром диверсификации региона. Однако куда упирается другой конец трубы? Кто мог бы кроме Азербайджана наполнять ее реальным газом из стран Средней Азии и как сейчас может сложиться его судьба ввиду взрывоопасной ситуации на Ближнем Востоке? – вопросов тут немало.

По мнению ведущего российского аналитика Центра политической информации Ивана Пятибратова, переоценить значение TANAP сложно. Причем не только для Азербайджана, но для геополитического ландшафта Ближнего Востока, да и Европы.

«TANAP сближает страны региона. В первую очередь я бы говорил о росте интенсивности сотрудничества Казахстана и Турции. Страны связаны и железнодорожным сообщением, и газопроводом, а значит они являются стратегическими партнерами. Кроме этого, TANAP потенциально позволяет интегрировать в данный клуб такие прикаспийские страны как Иран, Туркменистан и Казахстана. Причем, все эти государства выражают желание участия» - сказал Пятибратов.

Однако, по мнению эксперта, нужно учитывать, что это вопрос очень далекой перспективы.

"Важнейший внешнеполитический фактор – статус Каспия. И он был решен только в 2018 году. Так как TANAP – проект, затрагивающий интересы всех прикаспийских стран, ожидать, что в такой короткий срок были бы заключены какие-то твердые договоренности – наивно.

Тем не менее, отметил эксперт, переговоры о Транскаспийском газопроводе вновь активизировались. Но стоит учитывать и внутриполитические факторы. Начать следует с очевидного: Иран сейчас находится в стадии острого конфликта с США, сама страна испытывает экономический и политический кризис",- сказал наш собеседник.

Соответственно, подчеркнул Пятибратов, его участие в проекте отметаем сразу.

"Если изучить позиции Туркменистан, то можно заметить, что почти весь газ этой страны уже зарезервирован под поставки в другие страны, в том числе – Китай. И размеры поставок в Китай огромны. К тому же, сейчас вновь пошла речь о поставках туркменского газа в Россию. Соответственно. Туркменистану пока что просто нечего пускать в TANAP.

Казахстан также испытывает проблемы: несмотря на то, что газ в стране добывается исправно, баланс между внутренним использованием и экспортом видится неудачным, так как Казахстан столкнулся в последнее время с нехваткой газа для внутреннего потребления.

Поэтому, я бы сказал, что ключевым для отношений Казахстана и Азербайджана является не проект TANAP, перспективы Казахстана в котором пока туманны, а уже действующий и рентабельный нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Мало того, что он интегрирует энергетические рынки Азербайджана и Казахстана, так еще и пользуется американской поддержкой, что диверсифицирует экономические возможности обеих стран. Добавим к этому намерение Казахстана расширять месторождение «Тенгиз», что увеличит объем казахской нефти, идущей по БТД. Так что я считаю, что именно это является ключевым совместным проектом и сейчас, и в краткосрочной перспективе», - заявил российский политолог.


Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Турция   Армения  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА