Кнессет распущен: Что ждет израильтян?

  13 ДЕКАБРЯ 2019    Прочитано: 32463
Кнессет распущен: Что ждет израильтян?

Депутаты кнессета (однопалатного парламента) Израиля 22 созыва приняли решение о самороспуске. Пока законопроект одобрен в предварительном чтении. "Законопроект о роспуске кнессета 22 созыва принят в предварительном чтении большинством в 50 голосов и без воздержавшихся и проголосовавших против. Согласно законопроекту, выборы в кнессет 23 созыва пройдут 2 марта 2020 года", - говорится в сообщении на сайте израильского парламента.

Этот затянувшийся кризис вызван двумя важнейшими политическими факторами.

Во-первых, Израиль стал сильно напоминать другие ближневосточные общества, например, Ливан, Сирию, Ирак. Хотя нет гражданской войны, общество расколото на этно-конфессиональные общины, враждебно настроенные друг к другу. Ливан или Сирия долгое время были парализованы конфликтом между шиитами, суннитами, алавитами, друзами, христианами и палестинцами. В Израиле противостоят друг другу ультра-ортодоксальные иудейские секты, заинтересованные в превращении Израиля в государство Галахи, светские элиты и, отчасти, образованные средние слои крупных городов - либерально сторонники двух государств и гей-парадов, умеренно-правые жители городов (нередко потомки восточных евреев, живущие в крайней бедности), крайне правый, религиозный сионистский и националистический лагерь, ядром, которого являются фанатичные группы поселенцев, выступающие за аннексию арабских территорий или даже за трансфер арабов.

А есть еще большая русскоязычная община, где многие поддерживают «Наш Дом – Израиль» Авигдора Либермана - сторонников жесткого курса по отношению к арабам, однако же светских политиков, критикующих религиозников. Есть еще 1,5 миллионная община израильских арабов и ее партийное объединение - Общий список с 13 местами в израильском парламенте - Кнессете. Между этими общинами, и между партиями, которые пытаются их представлять, существуют серьезные трения. Их идейно-политические установки часто несовместимы, с другой стороны каждая добивается привилегий для себя, например, НДИ хочет увеличить выплаты пенсионерам (а их особенно много среди русскоязычных), тогда как поселенческое лобби и ультраортодоксы хотят увеличить финансирование своих проектов из казны. Поскольку общин много, израильское общество оказалось крайне фрагментированным и задача формирования большинства в Кнессете стала слишком сложной.

Правый лагерь имел бы абсолютное большинство, если бы НДИ принял повестку религиозников, но Либерман отказался делать это, опасаясь потерять голоса избирателей. Так правые лишились большинства.

Во-вторых, спорная фигура Беньямина Нетаньяху (Биби), лидера правоцентристской националистической (в политике) и либеральной (в экономике) партии Ликуд оказалась в эпицентре кризиса. Пребывая у власти более 10 лет, Нетаньяху способствовал блестящему росту израильской экономики, прежде всего, за счет военного экспорта и сектора высоких технологий. Но одновременно Израиль столкнулся с жестоким кризисом - больницы переполнены, около половины школ находятся на уровне стран третьего мира, экономика из-за этого скоро может перестать получать в нужном количестве квалифицированные кадры, неравенство растет.

Социальный сектор также оказался полуразрушен в ходе этой неолиберальной политики. В то же время, огромная плотность населения и его быстрый рост (уникальная особенность для стран с высокоразвитой экономикой) сделали очевидными транспортный и жилищный кризис.

Явный рост влияния Израиля во внешней политике (близкие связи с Индией, Россией, США) сопровождается растущей иранской угрозой - на границах с Израилем укрепилась огромная иранская империя, охватившая Ирак, Сирию и Ливан, а так же влияющая на палестинцев, особенно в Секторе Газа.

Ракетный потенциал Ирана и его союзников, включая высокоточные ракеты, и его ядерная программа оказались эффективным асимметричным ответом на израильское научно-техническое превосходство. Израиль может нанести большой урон Ирану, но и Иран способен парализовать Израиль точечными ударами.

Нетаньяху достиг пика влияния и вызвал гнев высшего чиновничества, с точки зрения которого он является выскочкой – этакого "глубинного государства". Это тоже нормальное явление для ближневосточных стран – «глубинное государство», обычно связанное с высшим чиновничеством, полицией, армией и спецслужбами влиятельно и в Египте, и в Иране, и в Турции (до недавнего времени). Оно может ограничивать амбиции политического лидера.

Прокуратура предъявила Нетаньяху обвинения в коррупции, злоупотреблении доверием, мошенничестве. Поэтому лидер крупнейшей оппозиционной партии, бело-голубых, Бенни Ганц, отказывается создавать вместе с Нетаняху правительство национального единства - он готов сделать это с любым другим руководителем Ликуда, но не с тем, кого подозревают в уголовном преступлении. В то же время, теперь цель Нетаньяху в том, чтобы вечно оставаться у руля управления государством - ведь в противном случае он может оказаться в тюрьме и даже провести там остаток дней.

Что же дальше? Израилю предстоят третьи выборы. Между тем, внутри партии Ликуд возможен бунт. Сторонники критика Нетаньяху, Гидеона Саара, пытаются перейти в наступление. Позиции Саара слабее, чем у Биби. Именно Нетаньяху удалось сплотить вокруг себя и партии Ликуд религиозные партии и крайних националистов, они ему доверяют (кстати, именно обилие вокруг Нетаньяху восточных евреев и религиозников могло вызвать гнев «глубинного государства» - светской ашкеназской белой элиты). Без Биби мощный правый блок (55 мест в кнессете из 120), который сколотил премьер-министр Израиля, может развалиться. Без Биби Ликуд согласно соцопросам может получить меньше голосов на новых выборах. Но есть аргументы и у Саара: во главе с ним Ликуд сможет легко сформировать общее правительство с Ганцем и бело-голубыми (а возможно и с НДИ), тем самым выйдя из политического кризиса. Сегодня никто не знает, чем закончится этот поединок и во что выльются скорые праймериз в Ликуде, но пока Саар уступает оппоненту.

Между тем, Биби подготовил эффектную ловушку и для Ганца, и для Саара. У него на столе лежит проект аннексии долины реки Иордан. Сегодня благодаря близости Нетаньяху с Трампом (их семьи тесно связаны и давно дружат), США, самая мощная держава планеты, не станет возражать против такого шага. Проект аннексии пользуется популярностью не только в правом лагере (сплачивая его вокруг Биби - угроза Саару!), но и среди еврейского большинства израильского общества. Если Ганц откажется принять аннексию, он может потерять голоса на выборах. Если примет этот проект, потеряет поддержку Общего списка (арабского блока), а без нее Ганцу никогда не сформировать лево-центристское правительство. Тогда снова может возникнуть тупик и что потом? Четвертые выборы? (Кстати, аннексия долины реки Иордан может заставить руководство Иордании разорвать отношения с Израилем, подчиняясь внутреннему давлению, и в любом случае она осложнит отношения между странами).

В любом случае, пока продолжается самый острый за всю историю страны политический кризис, Нетаньяху остается действующим премьер-министром, т.е. самым могущественным человеком в Израиле, так что его сложно привлечь к суду или отправить в тюрьму. Во всяком случае, в Израиле до сих пор не было таких прецедентов.

Специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид,
Специально для Vzglyad.az.


Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Кнессит   Израиль  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА