Зонд NASA проследил за выбросами пыли с поверхности астероида Бенну

06 ДЕКАБРЯ 2019    Прочитано: 4133
Зонд NASA проследил за выбросами пыли с поверхности астероида Бенну

Камеры и другие научные приборы зонда OSIRIS-REx зафиксировали несколько повторных выбросов пыли с поверхности астероида Бенну. Часть из которых смогла "оторваться" от притяжения этого небесного тела и достичь открытого космоса. Снимки и замеры межпланетной станции ученые NASA опубликовали в научном журнале Science, передает Vzglyad.az со ссылкой на ТАСС.

"Мы открыли множество сюрпризов на поверхности Бенну, однако эти загадочные фонтаны частиц заинтересовали нас особенно сильно. На то, чтобы изучить загадку их формирования, мы потратили несколько последних месяцев. Для нас это была отличная возможность расширить представления о том, как ведут себя астероиды", - рассказал руководитель миссии Данте Лауретта.

Зонд OSIRIS-REx запустили в сентябре 2016 года в рамках миссии по сближению и сбору образцов с поверхности астероида Бенну (1999 RQ36). В недавнем прошлом этот астероид считали одной из угроз для существования жизни на нашей планете. Аппарат достиг небесного тела в начале декабря прошлого года и передал первые фотографии Бенну.

Оказалось, что этот астероид по форме и окраске очень похож на еще одно небесное тело, астероид Рюгю, который на протяжении последних полутора лет изучала японская миссия "Хаябуса-2". В отличие от сухого и безводного Рюгю, в породах Бенну астрономы нашли рекордные количества воды, что сделало его еще более интересным объектом с точки зрения изучения процесса формирования Солнечной системы.

Пыль космоса

В первых числах января этого года, как отмечает Лауретта, практически сразу после сближения с Бенну, навигационные камеры OSIRIS-REx зафиксировали очень странный феномен - с поверхности астероида в космос били своеобразные "фонтаны" из пыли, которые состояли из нескольких сотен частиц. Когда ученые убедились в том, что эти выбросы не угрожали работе зонда, они потратили несколько месяцев на их изучение.

Наблюдения подтвердили, что подобные "извержения" пыли действительно происходят достаточно часто. При этом новые данные заставили ученых усомниться в том, что они понимают, как именно возникают эти "фонтаны". В частности, Лауретта и его коллеги обнаружили, что в космос выбрасываются не только небольшие пылинки, но и достаточно крупные куски "космической гальки" диаметром в сантиметр и более.

Вдобавок сила этих выбросов оказалась такой, что значительная часть пыли разогналась до скоростей, которые позволили ей преодолеть притяжение Бенну и улететь в открытой космос. Это означает, что далеко не все астероиды являются "безжизненными" небесными телами, чья поверхность не меняется сама по себе.

Ученые пока не могут сказать, что стало причиной появления этих выбросов,так как два их главных источника - превращение поверхностных слоев льда в пар и центробежные силы - не должны работать на Бенну. По мнению Лауретты и его команды, на роль их источника примерно в равной степени претендуют падения микрометеоритов, а также процессы внутри недр самого астероида, которые связаны с запасами воды в его недрах или формированием трещин в булыжниках на поверхности под действием тепла и света Солнца.

Сейчас OSIRIS-REx заканчивает составление карты поверхности Бенну, после чего Лауретта и его коллеги выберут место, откуда будет взят образец вещества массой около 60 грамм. NASA планирует провести эту процедуру ориентировочно в середине лета 2020 года, если этому не помешают булыжники, которыми усеяна поверхность Бенну. После забора грунта OSIRIS-REx запустит капсулу с первичной материей Солнечной системы в сторону Земли. Если все пройдет удачно, она упадет на территории американского штата Юта в конце сентября 2023 года.

Тэги: NASA