Россия и Турция столкнулись в Сирии - АНАЛИТИКА

  23 АВГУСТ 2019    Прочитано: 4872
Россия и Турция столкнулись в Сирии - АНАЛИТИКА

19 августа сирийские войска, верные Асаду, нанесли удар по колонне турецкой армии, находившейся в регионе Идлиб на северо-запале Сирии. Турция заявила, что эта атака унесла жизни 3-х гражданских лиц и привела к ранению 12 человек. В пресс-релизе Минобороны страны не сообщались другие подробности о жертвах, и в нем Россия упоминалась 4 раза, что можно рассматривать как обращение к Кремлю.

Ответ не заставил себя ждать. Россия поддержала антитеррористические усилия армии Сирии в провинции Идлиб, откуда постоянно наблюдаются вылазки боевиков. Об этом сообщил российский лидер Владимир Путин на пресс-конференции с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Он указал, что до возникновения демилитаризованной зоны в Идлибе 50% этого региона страны контролировались террористами, а сейчас - 90%. «Мы наблюдаем постоянные вылазки оттуда. Более того, что особенно опасно, мы наблюдаем переброску из этого региона боевиков в другие регионы мира, и это чрезвычайно опасная вещь», - добавил Путин.

Российский президент отметил, что работа против террористов будет продолжена, и они никогда не будут чувствовать себя комфортно в Идлибе. Хотя РФ не заявила об одобрении удара по турецкой армии, она недвусмысленно высказалась в поддержку наступления Асада в Идлибе.

Что происходит в Идлибе? Как скажутся события в регионе на отношениях России и Турции?

Идлиб - регион на северо-западе Сирии, который контролируется противниками Асада. Их крупнейшая группировка, Хайат Тахрир аш-Шам (ХТШ), насчитывает 20-30 тыс боевиков и состоит из представителей крайних суннитских религиозных течений - сторонников вооруженного джихада. В недавнем прошлом организация была связана с Аль-Каидой. Хотя руководители группы заявляют, что порвали связи с ней, в мире многие воспринимают ХТШ как наследников Аль-Каиды или даже как ее сирийскую ветвь.

Напряжение в Идлибе нарастает с апреля, когда войска Асада начали наступление на позиции боевиков из анти-асадовской оппозиции. Хотя, вопрос о том, кто первый начал, далеко не однозначен. ХТШ и другие группировки регулярно совершают партизанско-диверсионные рейды на территории, контролируемые Асадом и его союзниками - российскими и иранскими войсками (а так же группами союзных Ирану шиитских милиций со всего Ближнего Востока).

Идлиб, согласно соглашениям, подписанным в Сочи, является т.н. зоной деэскалации. Предполагалось, что в таких зонах будут прекращены или сокращены военные действия и затем начнутся переговоры. В соответствии с тем же соглашением, в Идлибе расположены наблюдательные пункты Турции - фактически, небольшие военные базы, где так же могут находиться гражданские специалисты. Но на практике все вышло иначе.

Во-первых, все остальные зоны деэскалации были уничтожены Асадом и его союзниками. Пользуясь разобщенностью оппозиции, режим просто концентрировал все силы то в одной, то в другой зоне противостояния с оппозицией, и уничтожал ее, в то время как в других районах наблюдалась деэскалация. Таким способом Асад по одиночке разделались со всеми, кроме Идлиба. Но многие группы боевиков эвакуировались в Идлиб, создавая угрозу с севера, нависающего над контролируемой Асадом частью Сирии. Отсюда стремление режима разделаться с ними, даже если цена будет высокой.

Во-вторых, с ХТШ никто о деэскалации не договаривался. Если даже переговоры с ними велись, никаких соглашений не было достигнуто.

В-третьих, согласно имеющимся соглашениям, силы антиасадовской оппозиции должны были быть отведены от линии соприкосновения в асадовскими войсками, чего не произошло.

Все вместе привело к столкновениям ХТШ и других группировок с режимом Асада и его союзниками.

Весной началось медленное продвижение сил Асада в Идлибе, в ходе которого населенные пункты в регионе блокировались, уничтожались авиацией и артиллерией, а затем туда входили сухопутные войска. Последней крупной операцией стало окружение и, судя по последним сведениям, взятие Хан-Шейхуна. Поскольку в регионе находится некоторое количество турецких военных, они так же попали под удары и понесли потери. Ситуация накалилась.

Россия и Иран поддерживают своего союзника Асада в его наступлении. К тому же, боевики обстреливают российскую военную базу в Хмеймим.

Турция, со своей стороны, может не одобрять действия ХТШ, но она обязалась нести ответственность за защиту Идлиба от насилия и так же обязалась добиваться деэскалации и прекращения атак и обстрелов из Идлиба. Чего опять же не случилось.

Есть и другие факторы. Президент Турции Эрдоган неоднократно говорил о том, что Асад - диктатор и что народ Сирии нужно от него защитить. А тут получается, что никакой защиты жителям Идлиба Турция дать не в состоянии. Турецкие войска не защищают население Идлиба ни от насилия и бомбежек Асада, ни от боевиков ХТШ. Причем, последние терроризируют местных жителей, нападают на несогласных с ними, распустили Местные Советы в Идлибе, созданные в ходе восстания против Асада (органы местного самоуправления, обеспечивавшие население коммунальными услугами и продуктами питания) и собирают с населения дань. Но как бы не были жестоки боевики, бомбежки Асада, от которых массами гибнет население, еще страшнее. А Турция не в состоянии с этим ничего сделать.

Более того. В Идлибе проживает до 3 млн человек, из которых половина - беженцы из различных регионов Сирии. Возвращаться им некуда - их земли оккупировал Асад и они боятся преследований. Некоторые аналитики прогнозируют в случае дальнейших успехов наступления Асада от 1 до 2 млн новых беженцев из Идлиба в Турцию, которые присоединяться к 3,5 млн сирийских беженцев, которые там уже находятся. Это крайне болезненно для Турции, переживающей тяжелый экономический и социально-политический кризисы.

Не пустить беженцев в Турцию? Это так же станет ударом по престижу Эрдогана, который долгие годы представлял себя как борца за свободу и безопасность всех мусульман и всех жителей Ближнего Востока.

Между тем, оппозиция в Турции постепенно усиливается. Эрдоган недавно проиграл муниципальные выборы в крупнейших городах страны, включая Стамбул и Анкару. Даже внутри его собственной Партии справедливости и развития наметился раскол: от него отвернулись несколько влиятельных политиков, включая отца турецкого экономического чуда Али Бабаджана и бывшего премьер-министра и министра иностранных дел Ахмета Давутоглу, в прошлом довольно успешно проводившего курс "ноль проблем с соседями". А теперь вся страна, народ которой недоволен экономическим кризисом, наблюдает потери Турции в Сирии, ее унижение и неспособность ответить ударом на удар, да к тому же на голову Турции может свалиться миллион новых беженцев. Нет сомнений, что оппозиция обвинит в этом Эрдогана.

В сложившихся обстоятельствах, у Турции есть три варианта и все они плохие для Эрдогана.

Один состоит в том, чтобы военным путем противостоять Асаду и защитить Идлиб. Но это может привести к крайне рискованному столкновению с Россией и иранцами. Второй вариант - пустить дела на самотек и получить все те неблагоприятные последствия, о которых сказано выше. Наконец, Турция может попытаться ликвидировать ХТШ, после чего договоренности о перемирии в Идлибе станут несколько более реалистичны. Но до сих пор Эрдоган на такое не решился.И понятно, почему. Ведь это может означать столкновением с десятками тысяч боевиков-исламистов, в дополнение к той войне, которую Турция и так ведет с курдскими партизанами, а значит, будут потери в турецкой армии, и... опять же, поток беженцев из Идлиба в Турцию.

Со своей стороны, Россия так же не заинтересована в конфликте с Турцией, поскольку война крайне рискованна и для нее. Как и Россия - Турция является сильной военной державой. Россия не дала по этой причине военный ответ на сбитый Турцией российский самолет в 2015 г. И, наконец, война в Сирии не популярна в России. Но России сложно сделать выбор. Она поддерживает своего союзника Асада, и, кроме того, она устала от обстрелов и рейдов боевиков, не отвечать на которые она не может.

Сложилась патовая ситуация. К счастью, между РФ и Турцией существует прямая коммуникация и ведутся переговоры - обе стороны после инцидента 2015 г осознали, что лучше не доводить дело до боевых столкновений. Русской-турецкой войны, наверное, не будет. Но проблема в том, что обе стороны находятся в невыгодной для них ситуации, которая сама по себе чревата конфликтом между ними.

Возможно, дело разрешиться переговорами и очередным прекращением огня. Но боевики ХТШ будут и дальше совершать набеги, Асад и Россия станут на них отвечать и все повторится. Остается констатировать, что войдя в Сирию, Россия и Турция создали для самих себя массу проблем и запутались в противоречиях. Издержки от этого решения для обоих государств скорее всего превышают выгоды.

Михаил Магид, автор, специалист по Ближнему Востоку, специально для Vzglyad.az

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Идлиб   Турция   Россия  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА