Ученые нашли вторую галактику, полностью лишенную темной материи

28 МАРТ 2019    Прочитано: 2671
Ученые нашли вторую галактику, полностью лишенную темной материи

Астрономы обнаружили в созвездии Волос Вероники вторую галактику, в которой темная материя или полностью отсутствует, или существует в "невидимых" для нас количествах. Ее открытие углубило загадку существования подобных объектов, пишут исследователи в журнале Astrophysical Journal Letters, передает Vzglyad.az со ссылкой на РИА Новости.

"Открытие второго такого объекта было для нас не менее интересным, чем обнаружение галактики DF2. Это означает, что мы не ошибались и что вероятность их открытия гораздо выше, чем мы считали раньше. Так как мы не имеем понятия, как они возникли, я надеюсь, что открытие DF4 привлечет внимание теоретиков", — заявил Питер ван Доккум (Pieter van Dokkum) из Йельского университета (США).

Достаточно долгое время ученые считали, что Вселенная состоит из той материи, которую мы видим, и которая составляет основу всех звезд, черных дыр, туманностей, скоплений пыли и планет.

Первые наблюдения за скоростью движения звезд в близлежащих к нам галактиках, проведенные в 70 годах прошлого века, показали, что светила на их окраинах движутся в них с невозможно высокой скоростью. Она была примерно в десять раз выше, чем показывали расчеты на базе масс всех звезд в них.

Причиной этого, как сегодня считают ученые, была так называемая темная материя – загадочная субстанция, на чью долю приходится примерно 75% от массы материи во Вселенной. Как правило, в каждой галактике примерно в 8-10 раз больше темной материи, чем ее видимой "кузины", и эта темная материя удерживает звезды на месте и не дает им "разбежаться".

Год назад Доккум и его коллеги поставили это утверждение под сомнение, обнаружив галактику NGC1052-DF2, где темной материи нет вообще. Они совершили это открытие, наблюдая за так называемыми "сверхтемными" галактиками при помощи "Хаббла" и ряда наземных телескопов.

Эти объекты, открытые ван Доккумом и его коллегами три года назад, по своим размерам не уступают Млечному Пути и другим крупным "звездным мегаполисам", однако число звезд внутри них оказалось в сотни и тысячи раз ниже нормы.
Изначально ван Доккум и его коллеги считали, что эти галактики почти полностью состоят из темной материи. Наблюдая за скоростями движения звезд в NGC1052-DF2, ученые обнаружили намеки на абсолютно обратную вещь – в этом скоплении звезд, расположенном в 60 миллионах световых лет от Земли, темная материя никак не влияла на скорость движения светил.

Данное открытие, как это часто бывает, привело к появлению массы скептиков, усомнившихся или в самом обнаружении NGC1052-DF2, или в том, что эта галактика действительно выглядит так, как об этом писали астрономы из Йеля. Подобные обвинения заставили команду ван Доккума параллельно приступить к повторной проверке своих выводов и поисков других подобных "светлых" галактик.

Для этого ученые получили новые фотографии NGC1052-DF2, используя иной набор телескопов, и измерили скорость движения скоплений звезд на ее окраинах при помощи более точных методик анализа спектра. Параллельно они продолжили изучение других "сверхтемных" галактик, используя обе методики вычисления их массы и кинематики звезд.
Плодом этих наблюдений стало открытие второй подобной галактики в той же части ночного неба, получившей имя NGC1052-DF4. Она имеет примерно такую же массу, форму и размеры, что и ее "соседка", и звезды в ней движутся с такой же аномально низкой скоростью, которая была примерно в шесть раз меньше, чем предсказывает классическая теория темной материи.

Ее открытие, как подчеркивает Доккум, стало первым подтверждением того, что NGC1052-DF2 не является какой-то единичной аномалией, "причудой природы", аналогов которых в космосе нет. Изучение этих галактик и поиск их "кузин", по его мнению, поможет ученым раскрыть некоторые свойства темной материи и покажет, где ее следует искать.

Тэги: Ученые