ЕС перешел к более активному продвижению своих интересов на Балканах - российский политолог

  13 ФЕВРАЛЬ 2018    Прочитано: 12007
ЕС перешел к более активному продвижению своих интересов на Балканах - российский политолог

Vzglyad.az представляет вниманию своих читателей интервью с известным российским политологом Дмитрием Евстафьевым.


- На днях Еврокомиссия обнародовала «дорожную карту» по расширению Евросоюза за счет Балканских стран. В чем заключается суть новой стратегии ЕС на Балканах?

- Вы правы, называя эту стратегию «новой». Ранее Евросоюз рассматривал Балканы в качестве глубоко второстепенного региона, в котором процессы евроинтеграции и экономического поглощения со стороны Европы (прежде всего, Германии и Франции) будут идти «сами собой». Балканы, особенно после включения в ЕС Словении и Хорватии (в 2013 году) рассматривались, как политически неприоритетный регион. Теперь ситуация изменилась. ЕС перешел к существенно более активному продвижению своих интересов.

Внешне кажется, что главная цель заявлений Юнкера, - чисто пропагандистская, из серии make EU great again, демонстрируя привлекательность Евросоюза. Тем более что сама по себе «дорожная карта», - документ, скорее, формально-декларативный и бюрократический, нежели операционный. Однако, не исключено, что дело несколько глубже.


В ЕС многие выражают большую обеспокоенность процессами, которые происходят на Балканах. Конечно, это в основном связано с выявившимся сравнительно высоким – и растущим влиянием России в регионе, но также и с рядом других более сложных факторов. Конечно, на поверхности лежит именно «российский фактор». Он же в наибольшей степени акцентируется в пропаганде, хотя реальное влияние Москвы в регионе существенно меньше, чем это рисуется и гораздо меньше, чем это требовалось бы с точки зрения российских экономических интересов.

Но в не меньшей, а, думаю, и в большей степени, Евросоюз обеспокоен усилением влияния радикальных исламистов в регионе, криминальных сообществ, а также – Турции. Последний фактор тщательно скрывается, но, думается, ситуация вполне прозрачна – ключевым конкурентом ЕС за влияние в регионе и за контроль ключевых экономических ресурсов в регионе является не Россия, а именно Турция. Причем Турция является стратегическим, если хотите, - геополитическим бенефициаром тех проектов на Балканах, которые экономически реализуются Россией. Рукой Москвы просто легко пугать европейских обывателей и политикой, но постепенное проникновение Эрдогана в регион за пределы Боснии и Герцеговины и Македонии, где влияние Турции традиционно, пугает евробюрократов по-настоящему. Все-таки, Балканы, - это Европа, причем не только политически и формально, но и экономически.


- Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сказал, что Сербия и Черногория могут стать членом Европейского союза к 2025 году. Насколько перспективен сценарий вступления этих двух стран в ЕС к этому году?

- Думаю, что такой сценарий вполне возможен, хотя сроки выглядят, кажется, слишком оптимистично. Вокруг вопроса о членстве в ЕС Сербии и Черногории (хотя подозреваю, что принимать их в ЕС все же придется по отдельности) сходятся несколько политических линий, которые стимулируют процесс, и почти ни одной экономической, которые этот процесс осложняют. С одной стороны, в пользу формированного предоставления членства в ЕС двум балканским странам говорят и необходимость поддерживать еврооптимистические настроения на плаву, демонстрируя, что вопрос о расширении Евросоюза, то есть, «зоны экономического благоденствия» не закрыт.

В этом же направлении толкает и потребность усилить позиции именно «европейских» балканских стран перед неизбежным обсуждением вопросов о принятии в ЕС Боснии и Герцеговины и Албании. В пользу положительного решения руководство наднациональных органов ЕС действует и необходимость политически реабилитироваться после звучного провала интеграционных процессов с Турцией. С другой стороны, и Сербия, и, хотя и в меньшей степени, Черногория являются экономически малопроблемными странами, вступление которых в ЕС не вызовет никаких значимых экономических потрясений. Скорее, даже, усилит ЕС. Это даже в теории не лежит на одной полке с мыслями о евроинтеграции Украины.

- Наверняка, Сербию и другие страны ЕС примет в свои ряды на своих условиях…

- Да, ЕС готов принять в свои ряды эти страны, а особенно, - Сербию, только и исключительно на своих условиях. Никакой «торговли» в данном случае просто не предполагается. И главным пунктом требований ЕС, - это даже не сворачивание отношений с Россией. Это как бы само собой разумеющаяся вещь. Главный пункт – это признание Белградом независимости Косово, что, если говорить прямо, - вполне логичное требование, поскольку «независимость Косово», - это ключевой, если не единственный удачный геополитический проект ЕС в сфере европейского переустройства.


Вполне логично, если вступая в ЕС, признавая себя частью той коалиции, которая отделяла Косово от нее и которая создала в Косово определенный режим власти, Сербия признает и легитимность и законность отделения от себя этой территории. Нельзя принять только часть европейских правил. Ты либо принимаешь их все, либо не принимаешь.

Собственно, план ускоренного членства в ЕС для Сербии, который анонсировал Юнкер, - это настолько очевидный инструмент подтолкнуть Белград к принятию «нужных», а я бы сказал, - неизбежных при нынешней модели развития Сербии, решений, что это почти и не скрывается.

Анар Мусаев

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: ЕС   Балканы   новая-стратегия   Сербия   Черногория  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА