Как поделили «каспийский пирог» - ПОДРОБНОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ

  13 ФЕВРАЛЬ 2018    Прочитано: 6894
Как поделили «каспийский пирог» - ПОДРОБНОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ

Переговоры по статусу Каспия вошли в решающую фазу и большинство экспертов уверены, что уже на V Каспийском саммите будет подписана Конвенция, которая положит конец спорам вокруг этого водоема. Правовой статус Каспийского моря на протяжении нескольких столетий определялся договорами между двумя государствами - Российской Империей и, позднее, Советским Союзом, с одной стороны, и Ираном - с другой. После распада СССР, когда в качестве новых субъектов международного права появились Азербайджан, Казахстан и Туркмения, встал вопрос о разделе Каспийского моря уже между пятью государствами. Прикаспийские страны продолжают согласование деталей Конвенции о правовом статусе Каспия: ее планируется представить главам государств на очередном саммите, который запланирован к проведению в Казахстане.

При этом, до саммита состоится заседание экспертов (возможно уже на днях), в ходе которого будут детализированы оставшиеся технические штрихи к Конвенции.

Как ранее заявлял замглавы МИД Азербайджана Халаф Халафов, «необходимо завершить технические доработки по согласованному тексту проекта конвенции на английском языке, в том числе, и в других текстах».

О том, что в ходе переговоров по Каспию совершен некий прорыв стало известно в начале декабря. Тогда в Москве прошла встреча глав внешнеполитических ведомств прикаспийских государств. Статс-секретарь, замглавы МИД России Григорий Карасин, в то время заявил, что принцип раздела Каспийского моря согласован. По словам Карасина, которого цитируют российские СМИ, работа экспертов длилась более 20 лет.

«Вырисовывается Пятый каспийский саммит в Казахстане. Прогнозирую, что повестка дня этой встречи президентов будет весьма насыщенной. Но по мере приближения встречи на высшем уровне могут появиться какие-то нюансы, которые будут нуждаться в дополнительном согласовании. Поэтому не стал бы исключать подготовительной встречи министров иностранных дел или рабочих групп для того, чтобы эти нюансы уточнить», — отметил замглавы МИД России.

В свою очередь и посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Братчиков подтвердил «Интерфаксу», что странам «каспийской пятерки» на переговорах о статусе Каспия в декабре удалось достичь компромисса, в частности, по вопросам разграничения акватории Каспийского моря на зону под национальным суверенитетом, рыболовную зону и общее водное пространство.

Консенсус по статусу крупнейшего замкнутого водоема планеты принесет геополитическую победу России и пополнит казну других стран этого региона, в этом уверена политический обозреватель агентства «Росбалт» Ирина Джорбенадзе.

При этом, по ее словам, уже известно, что каспийские государства согласовали самый важный вопрос — море будет поделено по секторальному принципу, причем «навсегда». До последнего момента переговорный процесс стопорился в основном, из-за Ирана, который настаивал на создании пяти равных секторов, то есть претендовал на 20 процентов моря. Туркменистан придерживался аналогичной политики.

Но, вероятно, интересы безопасности и возможность бесконфликтного пользования морем восторжествовали, и все пять государств Каспия сошлись на его делении по секторальному принципу. Более того, министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф подтвердил, что в перечне вопросов, согласованных прикаспийскими странами, — недопущение нахождения иностранных военных сил на Каспии. То есть, если конвенция будет утверждена, так называемых «внерегиональных игроков» на море не будет, чего добивались Россия и Иран, отмечает Ирина Джорбенадзе.

Эксперт считает, что Азербайджану принятие конвенции сулит полноценную трансформацию в транспортный хаб каспийского региона — имея в виду, как минимум, наличие экспортных газо- и нефтепроводов, возможностей порта Баку и новой железной дороги до Турции.

Как сообщил Vzglyad.az доктор международного права, политолог Рустам Мамедов подтвердил скорую встречу экспертов по Каспию, в которой и он будет принимать участие. По его словам, прорыв в переговорном процессе по статусу Каспийского моря стал возможен благодаря изменению геополитической ситуации.

«Иран, Россия, Азербайджан, да и Турция (хоть это и не Прикаспийская страна) – в одной команде. Геополитических разногласий между ними уже не существует. Так что будем подписывать соглашение. Сейчас собирается специальная экспертная группа по делимитации, в которой и мне предложили участвовать. Но уже понятен общий принцип, по которому договорились прикаспийские государства. Это – срединная линия от противоположных берегов. Иран настаивал на равной доле – по 20% всем странам. Но этого не случилось, да и невозможно было, ведь Россия, Казахстан и Азербайджан уже поделили свою площадь. И в итоге Иран, исходя из геополитических соображений, чтобы не остаться в одиночестве, согласился на делимитацию на основе принципа срединой линии», - отметил Рустам Мамедов.

Наш собеседник согласен с тем, что после подписания Конвенции по статусу Каспия Азербайджан станет еще более важным энергетическим хабом для региона. «Это однозначно. Маршруты с запада на восток, с юга на север – все это будет проходить через нас», - подчеркнул эксперт.

В свою очередь, известный казахстанский политолог Замир Каражанов также не исключает скорого подписания Конвенции по статусу Каспия. «Это очень возможно! На предыдущем саммите глав прикаспийских государств было подписано политическое заявление, где в общем и целом закреплены принципы раздела Каспия. Все это открывало прямой путь к подписанию конвенции о статусе внутреннего моря. Конвенцию должны подписать в Астане. Казахстан - следующее государство, где должна состояться встреча глав прикаспийских государств. По сценарию, у нас будет поставлена точка в затяжном процессе по определению статуса моря», - отметил наш собеседник.

По его словам, для Астаны это принципиально важно с точки зрения имиджа страны и исторического момента.

"Власти не станут проводить очередную встречу глав государств без подписания Конвенции. Но в Астане никто не называет приблизительную дату встречи, значит, стороны пока еще не готовы к подписанию исторического документа. Принципы сосуществования стран на Каспии отражены в политическом заявлении глав государств, сделанном ими на встрече в Астрахани. Проблема в деталях - сделать эти принципы работоспособными.

Переговоры, которые ведутся в данный момент, касаются этого вопроса. Встречу лидеров прикаспийских стран в Астане должны были провести еще осенью 2016 года, т.е. еще в тот период государства были близки, как им казалось, к подписанию Конвенции. Однако, это были только ожидания. Саммит перенесли на 2017 год, но и в прошлом году он не состоялся. Теперь дипломаты строят планы на 2018 год. Все это говорит о существующих проблемах в переговорном процессе. Но главное, наши страны договариваются, и пока никто из них не заявил о том, чтобы пересмотреть достигнутые в Астрахани принципы. Позиция государств не изменилась. А это дает основание полагать, что подписание конвенции о статусе Каспия не за горами», - заявил З. Каражанов.

При этом, по его словам, говорить о том, что все прикаспийские государства остались или останутся довольными, будет не очень правильно.

«Будущая конвенция носит компромиссный характер. Это значит, что странам на пути к ней, приходилось идти на уступки друг другу или от чего-то отказываться. Кроме того, переговоры велись 20 лет, что указывает на сложности, на спорные моменты, по которым приходилось договариваться. Правда на этом пути были перерывы.

Ирану было не до правового статуса Каспия, когда его грозили атаковать из-за ядерной программы. Кроме того, можно заметить, что за 20 лет переговоров, позиция прикаспийских государств изменилась. Некоторые из них стали отказываться от своих первоначальных требований. Но важно не то, что странам приходилось идти на уступки, а то что каждое прикаспийское государство смогло договориться по принципиальным для нее вопросам. От этого зависит не только мир и стабильность на Каспии, но и устойчивое развитие стран и народов региона в целом. В этом смысле наши государства в общем и целом довольны тем, как идет процесс согласования и подписания будущей конвенции. И поскольку они выражают готовность подписать документ, то значит, проблем у них нет. Но тот факт, что этот исторический момент постоянно переносится, говорит о том, что не все пункты конвенции устраивают всех», - сказал Каражанов.

Как подчеркивает казахстанский политолог, если посмотреть на подписанные в 2014 году на астраханском саммите документы, то можно сказать, что на самую большую уступку пошел Иран.

«Это единственная страна, которая до последнего момента отказывалась делить Каспий по срединной линии. В то время как другие государства закрепили такой принцип между собой. В конце концов власти ИРИ были оказались перед фактом. Четверо одно не ждут. В то же время следует отметить, что Иран в отличие от других стран региона теряет не много. Главные нефтегазовые месторождения ИРИ сосредоточены на западе, на границе с Ираком и в Персидском заливе. Поэтому будущая конвенция не сильно скажется на экономике страны, чего не скажешь о других прикаспийских странах: Казахстане, Азербайджане или Туркменистане.

Раздел моря по принципу равных долей, на чем настаивал Иран, негативно отразилось бы на экономике и благополучии нашего населения. Но для Ирана главный вопрос не в том, что он уступил, а в том, что он приобретет. А это экономические и торговые отношения с прикаспийскими странами, выход к Китаю, стабильность и безопасность на севере страны. Что получают другие прикаспийские государства? Для нас важно, что ничего не меняется. А значит, экономика будет функционировать как и прежде, правовой статус Каспия не отразится на благополучии граждан. Не будет шока. Кроме того, сохранится стабильность соглашений, которые наши страны подписали с иностранными инвесторами и государствами о поставках им энергоносителей», - резюмировал З. Каражанов.

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Каспий   Казахстан   Иран   Азербайджан   Россия  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА