Мецамор: Тихий геноцид – РЕПОРТАЖ из Игдыра

  27 МАЙ 2016    Прочитано: 26551
Мецамор: Тихий геноцид – РЕПОРТАЖ из Игдыра

… Игдыр (город и район в Восточной Турции, граничит с Ираном, Нахчываном и Арменией - ред.) сейчас больше напоминает Сумгаит, тех времен, когда этот промышленный город выбрасывал ядовитые выхлопы. Небо почернело, люди истомлены, на когда-то славившейся своим плодородием земле давно уже ничего не растет…

В Игдыре армяне, что есть мочи, продолжают свой террор. Мецаморская атомная электростанция находится на расстоянии полукилометра от Игдыра. По мнению специалистов, если максимально допустимая радиация составляет 6, то в Игдыре степень радиации достигает 13. Охлаждающая система «Мецамора» обеспечивается за счет вод реки Араз. Эта АЭС, построенная по устаревшим технологиям, не раз сталкивавшаяся с угрозой взрыва, не имеющая систему фильтров, выбрасывает в атмосферу ядовитые вещества. Остальные ее отходы смешиваются с системой питьевой воды и оросительной системой Игдыра. Таким образом, город Игдыр буквально пропитывается ядовитыми веществами. Дети пьют зараженную радиацией воду, едят фрукты, которые росли в садах, орошаемых зараженной радиационной водой. Скот на пастбищах поедает траву, которая растет, вбирая в себя зараженные радиацией грунтовые воды.



Местное население понимает, какова степень угрозы. Они называют эту АЭС не «Мецамор», а «Чернобыль». Жители сел, в которых мы побывали – Алиджан, Дашбурун, Гачар, говорят, что в их деревнях есть только одна болезнь, и это – рак. Нет ни одного дома, где бы не было тех, кто не заболел от радиации. А лекарства, которые используются для лечения заболеваний, возникших от радиации, в Турции не производят. Эти лекарства с большим трудом приходится привозить из-за границы. Да и то, большинство не могут себе позволить такие дорогие медикаменты, поскольку единственный источник дохода местного населения – то, что растет у них на грядках.

В Игдыре считается настоящим чудом, если беременная женщина родит здорового ребенка. Обычно у местных женщин беременность замирает на сроке 3-4 месяца, а если и длится весь положенный срок, то дети рождаются больными и инвалидами. Почти каждый житель города страдает от анемии (малокровия – ред.). Дети болеют онкологией, женщины чаще всего страдают от рака груди. Самая распространенная форма онкологии среди местных жителей – рак легких.

Единственная «вина» этих людей в том, что они живут на границе со страной, которая, не признавая никакие международные правила, продолжает чинить террор в отношении своих соседей.

Игдыр – это территория государства Сефевидов, которая самой последней присоединилась к Османской империи. Эта земля, которая в свое время могла сказать свое слово османским султанам, сегодня столкнулась с бедой, которую не в силах преодолеть. В этих селах до сих пор из каждых 10 мужчин девятерых зовут не просто Исмаил, а именно Шах Исмаил. От тех славных времен остались одни только имена.



Сейчас в Игдыр из провинции Ширнак переселяют курдов, которые страдают от террора ПКК. Постепенно меняется этнической состав Игдыра, где годами привыкли к азербайджанской речи, обычаям и традициям, где на улицах тут и там развевались флаги Азербайджана. С другой стороны коренное азербайджанское население, которое страдает и от болезней, и от неурожаев, притесняется со стороны курдов. Даже председатель муниципалитета Игдыра, в котором большинство населения составляют азербайджанцы, курд по происхождению.

«Мецамор» - бойня животных

В Игдыре домашний скот рождается с таким уродствами: с двумя головами, с двумя челюстями, с тремя ногами. Такие животные нежизнеспособны и быстро погибают. Дети Игдыра привыкли видеть двуглавых коров и лошадей не в фантастических мультфильмах, а в реальной жизни.

«Зеленый Игдыр» исчез

Зеленый покров давно сошел с полей Игдыра, сельхозугодья также пришли в упадок. Население пытается вырастить урожаи, но все безрезультатно – виной тому зараженные радиацией грунтовые воды. Местные жители со страхом кормят своих детей фруктами, которые собирают у себя в садах.

Беда, которая ждет Нахчыван

Между Нахчываном и Игдыром расстояние в 212 километров. Согласно международным правилам, ядерные материалы могут перевозиться исключительно по железнодорожной дороге. Армения, как и во всем остальном, и в этом вопросе не соблюдает писанные правила. Она перевозит ядерные материалы с «Мецамора» по воздуху. А это значит, что если (не дай Бог), один из этих самолетов взорвется в небе, то пострадает не только Армения: с лица земли исчезнут Нахчыван, Игдыр, Карс, Ван, Ардахан, Антеп и др. города.



Отмечу, что в Нахчыване, несмотря на то, что ситуация здесь не столь ужасна, как в Игдыре, тоже растет число заболевших раком.

Во всех селах Игдыра, в которых я побывала, все пропитано ядом Мецаморской АЭС. Последствия радиационного облучения видны повсюду. В этих деревнях невозможно встретить хотя бы одного здорового человека: среди жителей сел Гачар, Дашбурун, Мелекли, Алиджан, Газанчы нет ни одного человека, у которого были бы здоровые зубы, прямые спины, и не поседевшие волосы.

Автор: Гюнай АРДА (Vzglyad.az-Femida.az)
Баку-Нахчыван- Игдыр-Баку
Перевод: Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА
Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА