Визит Ильхама Алиева в Китай: Большая политика на Великом шелковом пути - АНАЛИТИКА

  10 ДЕКАБРЯ 2015    Прочитано: 7097
Визит Ильхама Алиева в Китай: Большая политика на Великом шелковом пути - АНАЛИТИКА

Исторический Великий шелковый путь, который соединит Китай с Европой, может считаться самым большим и имеющим глобальное значение торговым проектом XXI века.

За последние 20 лет между Евросоюзом и Китаем уровень внешнеторгового оборота увеличился в 6 раз и в 2014 году достиг 467 млрд. евро. Товарообмен между Европой и Китаем в основном осуществляется по морским и океанским путям, через Суэцкий канал. Протяженность этого морского пути составляет приблизительно 24 тыс. километров, время доставки грузов по нему занимает 40-50 дней.

Ежегодный рост китайской экономики поставил Пекин перед необходимостью создания альтернативного транзитного коридора. Гейдар Алиев еще в начале 90-х годов знал, что перед Китаем встанет такая необходимость, и старался, чтобы Великий шелковый путь прошел через Азербайджан. Именно по этой причине в 1994 году Общенациональный лидер совершил визит в Китай и заложил фундамент для сотрудничества Баку с Пекином.

В 1998 году на международной конференции в Баку, посвященной восстановлению Великого шелкового пути, приняли участие представители 32 стран мира и 14 международных организаций. В принципе, основной торговый партнер Китая – Евросоюз согласился на то, чтобы Великий шелковый путь прошел через Азербайджан, и для реализации этого плана был выдвинут известный проект ТRACECA.

Конечно, каждая страна желает, чтобы по ее территории прошла торговая линия, которая соединит Восток с Западом. Наряду с экономическими интересами еще и в геополитических целях США и Европа хотели, чтобы Великий шелковый путь пролег через Кавказ. Таким образом, этот проект с одной стороны, усиливает экономическую свободу центрально-азиатских и кавказских республик, освобождает их от зависимости от России; с другой стороны – препятствует углублению энергозависимости Европы от России.

Однако Китай не спешил принимать окончательное решение. В начале 2013 года китайское руководство заявило о восстановлении Великого шелкового пути и о том, что это нашло отражение в очередном пятилетнем плане, реализация которого стартует с 2016 года.

Россия, на фоне напряженных отношений с Европой углубляя экономическое сотрудничество с Китаем, старалась взять Великий шелковый путь под свой контроль. Тем самым Кремль, наряду с оживлением своей экономики, старался получить дополнительный рычаг воздействия на Европу. Поспешно создав Таможенный союз с Казахстаном и Беларусью, Москва предложила Китаю маршрут, на котором обещала внедрить единые таможенные тарифы, стараясь доказать, что это приведет к уменьшению расходов по перевозке грузов.

Наблюдаемое в последнее время сближение России с Азербайджаном и ее стремление получить согласие Баку на вступление в этот союз тоже может быть связано с желанием России взять под свой контроль все направления Великого шелкового пути, потому что со вступлением Азербайджана в этот союз все три направления Великого шелкового пути, который свяжет Китай с Европой, в любом случае оказались бы связаны с Россией. Реализация любого из этих маршрутов: Китай-Казахстан-Россия-Беларусь-Европа, Китай-Казахстан-Каспийское море-Азербайджан-Грузия-Черное море-Турция и Китай-Центральная Азия-Иран-Армения-Грузия-Черное море поставила бы и Пекин, и Брюссель в зависимое от Москвы положение.

Иран – одно из государств, чьи амбиции гораздо больше остальных связаны с Великим шелковым путем. В рамках реализации проекта Великого шелкового пути между Ираном и Китаем было достигнуто соглашение о прокладке железной дороги по маршруту Китай-Казахстан-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран.

Будет не лишним напомнить, что с начала этого года начали распространяться сообщения о реализации проекта прокладки железной дороги из Ирана в Армению. В этих сообщениях говорилось, что для строительства нового железнодорожного комплекса на территории Армении потребуются средства в размере 3,5 млрд. долларов, и что 60% этих расходов намерен профинансировать Китай. Было заявлено, что остальную часть расходов покроют кредиты разных международных финансовых институтов. Иран еще в 2013 году заявил о готовности построить участок железной дороги в Армению, который приходится на его территорию. Кроме того, еще в 2007 году из Ирана в Армению был проложен газопровод. А в этом году Грузия заявила, что намерена закупать иранский газ через Армению.

Все это дает основания говорить о том, что Тегеран старается реализовать продолжение Великого шелкового пути по маршруту Иран-Армения-Грузия. В то же время, граница Ирана с Турцией позволит Китаю выйти через Иран в Турцию, а оттуда – в Европу. Параллельно с этим, восстановив железнодорожное сообщение с Азербайджаном, Иран стремился превратиться в транспортный узел, а Азербайджан при этом должен был бы довольствоваться ролью одного из «рукавов» этого транспортного коридора.

Азербайджан также стремится победить в конкурентной борьбе за Великий шелковый путь. Развитие транспортной инфраструктуры за последние 10 лет можно считать победой Азербайджана в борьбе за превращение его в основную транзитную страну. Пуск нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, завершение строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, прокладка газопровода TANAP, строительство магистральных дорог Север-Запад и Север-Юг, и, наконец, строительство нового торгового порта в поселке Алят увеличивают шансы Азербайджана для достижения этих целей.

Готовность Азербайджана к тому, что по нему пройдет Великому шелковый пусть и с точки зрения инфраструктуры, и благодаря надлежащему использованию геополитических процессов политическим руководством страны, послужили тому, что предпочтение было отдано маршруту Китай-Казахстан-Каспийское море-Грузия-Турция.

Например, причина того, что Россия не поддержала строительство железной дороги Иран-Армения может быть связана, с одной стороны, в ослаблении финансовых возможностей Москвы, а с другой стороны – с тем, что Кремль не желает, чтобы Ереван попал в сферу влияния Тегерана. Также, после оказания Азербайджаном давления на Грузию и последовавшим за этим отказа Тбилиси закупать иранский газ помешало Ирану получить выход к Черному морю. Кроме того, то, что Турция предпочла маршрут не через Иран, а через Кавказ, поставило под вопрос перспективу прокладки Великого шелкового пути через Иран.

Напряженность отношений Китая с соседними государствами из-за спорных островов в Южно-Китайском море и военное присутствие США в этом море побуждает Пекин ускорить реализацию проекта Великого шелкового пути. Китай должен как можно скорее создать альтернативный торговый путь, с тем, чтобы в случае возникновения военного противостояния в море товарооборот не снизился.

В тоже время ухудшение российско-турецких отношений привело к тому, что грузоперевозки из Турции в Центральную Азию осуществляются через Кавказ, и это положило начало работе Великого шелкового пути. Поскольку между Китаем и Казахстаном уже создана транспортная инфраструктура, для того, чтобы Великий шелковой путь заработал в полную силу Китаю остается лишь соединить эти две транспортные линии.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что одна из основных целей визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Китай была связана с реализацией проекта Великого шелкового пути. Великий шелковый путь, который пройдет через Азербайджан, не только принесет нашей стране миллиардную прибыль, но и увеличит ее геостратегическое значение. Таким образом, в обеспечении безопасности Азербайджана наряду с Европой будет заинтересован и Китай. А заинтересованность Китая в этом проекте ослабит возможности вмешательства в Кавказ России и Ирана.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА