Что экономика Азербайджана выиграет от напряженности в российско-турецких отношениях? - АНАЛИТИКА

  04 ДЕКАБРЯ 2015    Прочитано: 4903
Что экономика Азербайджана выиграет от напряженности в российско-турецких отношениях?  - АНАЛИТИКА

Инцидент со сбитым турецкими ВВС российским военным самолетом и возникшая из-за этого напряженность в российско-турецких отношениях создала уникальную возможность для экономики Азербайджана: поскольку Россия ввела запрет на грузоперевозки через свою территорию из Турции в Казахстан и Центральную Азию, то стала возможна реализация проекта «Великий шелковый путь», который пролегает через Азербайджан, и на который уже были затрачены значительные ресурсы.

После того, как было решено осуществлять экспортные поставки из Турции не через Россию, а по маршруту Грузия-Азербайджан-Каспийское море-Казахстан, распространились сообщения о том, что компании Турции и Китая договорились о грузоперевозках по данному маршруту, и в то же время Грузия, Азербайджан и Казахстан также захотели присоединиться к этому проекту. Ожидается, что грузоперевозки начнутся с 2016 года.

С точки зрения интересов Азербайджана и других постсоветских республик реализация данного проекта означает обеспечение стабильного развития экономик этих стран. Фактически эти три республики, выполняя функции «моста», связывающего два глобальных рынка, получат не только крупные экономические дивиденды, но и усилят свое глобальное геостратегическое значение. Это означает включение в глобальную экономическую систему таких проектов, автором которых стал Азербайджан, и о геополитической и экономической значимости которых в своих выступлениях не раз говорил Президент Ильхам Алиев, как Баку-Тбилиси-Карс и TANAP, превращение построенных Азербайджаном морских торговых портов в международные торговые центры, рост спроса на пассажирские и грузовые суда, производство которых начато в Азербайджане.

В то же время, в зависимое от Азербайджана положение попадут: Иран – для того, чтобы получить выход на европейские рынки, и Россия – для того, чтобы ввозить товары с юга. И наконец, Армения, которая, как всегда, окажется перед экономическим «тупиком», единственный выход из которого она сможет найти только прибегнув к посредничеству Азербайджана и Турции.

Часть нового экономического плана, согласно которому «Азербайджан, не боясь России, распростер дружеские объятия Турции», на самом деле стала возможна в результате проводимой Президентом Ильхамом Алиевым политики, основанной на детальном расчете с учетом всех геостратегических факторов.

Безусловно, Россия не хочет, чтобы Азербайджан и Казахстан вступали в деловое сотрудничество с Турцией. В то время, когда Россия ввела экономические санкции в отношении Турции, Казахстан, входящий в один союз с РФ, наоборот, расширяет связи с Турцией. Все это показывает, что Евразийский союз носит скорее формальный характер. Несмотря на это, Россия не может оказывать давление в этом вопросе ни на Казахстан, ни, тем более, на Азербайджан, потому что государством, проявляющим особую заинтересованность в формировании новой транзитной линии, является Китай. Так что, если Россия захочет выступить против стран-участниц этого проекта, это может стать причиной протеста со стороны Китая. А ухудшение отношений с Китаем в то время, когда Россия находится в изоляции от мировой торговли, означало бы для Москвы «перекрытие крана подачи кислорода».

Защита Китаем стран-участниц данного проекта: Азербайджана, Казахстана и Грузии от давления России продиктована вовсе не «любовью» Пекина к этим республикам. Речь идет о том, что Китай ведет свой иностранный товарообмен через морские пути и давно уже старался создать альтернативный сухопутный коридор для ведения торговли.

B такой ситуации, встает вопрос о зависимости огромной экономики Китая только от одного направления. Значимость альтернативного торгового пути для Пекина увеличилась в связи с напряжённостью между Китаем и соседними с ним государствами: Малайзией, Филиппинами, Вьетнамом и Японией из-за спорных островов в Южно-Китайском море и военной поддержкой этих стран США. Существующая напряженность между ними может в любой момент привести к войне, и в результате морские торговые пути Китая окажутся под угрозой, что больно ударит по китайской экономике. И даже сильная армия и современная военная техника Китая не смогут предотвратить этот процесс.

Реализация «Великого шелкового пути» по указанному маршруту также не отвечает и интересам Ирана. Китай предусматривал реализацию «Великого шелкового пути» по трем возможным направления, одно из которых предполагало доставку китайских товаров через территорию Ирана в Европу. В этом случае коридор протянулся бы от Китая до Центральной Азии через Иран, оттуда через Армению – в Грузию, оттуда – к выходу к Черному морю. Также можно было бы осуществлять грузоперевозки из Ирана напрямую в Турцию, а уже оттуда – в Европу. Судя по всему, желание Грузии закупать у Ирана газ через Армению было высказано с целью, чтобы был выбран именно указанный маршрут Шелкового пути. В таком случае Азербайджан бы остался в стороне от проекта.

Таким образом нагнетание нестабильности в Азербайджане отвечает интересам тех сил, которые хотели бы, чтобы наша страна осталась в стороне от этого проекта. Они рассчитывают, что события в Нардаране сформируют негативное общественное мнение на международном уровне о стабильности в нашей стране, а это, в свою очередь, приведет к появлению «страхов» у инвесторов, что гарантировало эти силам-недоброжелателям, что маршрут «Великого шелкового пути» проляжет в обход Азербайджана.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА