
С вечера 15 по утро 16 июля 2016 года часть турецких военных предприняла попытку совершить военный переворот в стране, взяв под свой контроль ряд стратегически важных объектов в Анкаре, Стамбуле, Конье, Мармарисе, Малатье и Карсе. Эта попытка обернулась неудачей — власть сохранилась у законного президента и правительства Турции. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган обвинил США в попытке государственного переворота в Турции. Более того, президент Эрдоган не раз призывал американское руководство выдать Турции оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара обвиняет в организации попытки военного переворота в стране. Но США отказали выдать Гюлена Турции, что еще больше осложнило развитие двусторонних отношений. Эрдоган убежден в том, что раз уж американцы не выдают Гюлена, значит США могут повторить свою попытку сместить его с поста президента. После этих событий американо-турецкие отношения начали скатываться вниз, контакты Турции с НАТО ослабли, объем американского экспорта вооружений в Турцию снизился, а самый главный урок, который извлекла Турция, – это понимание необходимости укрепления своей безопасности и приступила к разработке национальной системы ПВО/ПРО дальнего действия при поддержке России и Европы.
Второй фактор – тесная интеграция Турции с Россией

После вмешательства США во внутренние дела Турции, причем оно сопровождалось не какими-то словами, выступлениями американских чиновников, а конкретными действиями, практическими шагами США, нацеленными на свержение правящей власти в Турции, в турецком обществе и элите стало расти понимание необходимости тесного сотрудничества с Россией и с центральноазиатскими странами. Турция динамично наращивает инвестиции в регионе Центральной Азии. В середине декабря 2018 г. в ходе выставки товаров стран Тюркского совета в Ашхабаде сообщалось, что турецкие инвестиции в регионе превысили 85 млрд. долларов. Однако с Россией у Турции сложились особые отношения, - с одной стороны, укрепляется практическое торгово-экономическое сотрудничество, с другой стороны, и военное сотрудничество. За последние годы уровень военного сотрудничества между Россией и Турцией вырос. Совместные военно-морские учения, закупка российских вооружений, в том числе и российских систем ПВО С-400 - все эти факты говорят в пользу тесной военной интеграции Турции с Россией. Активизация связей Москвы и Анкары в военной сфере вызывает у США сомнения о приверженности Турции НАТО. США стараются сдержать процесс турецкой интеграции в Россию любыми способами – американцы заблокировали передачу турецкой стороне законтрактованных истребителей нового поколения F-35, угрожают санкциями, продолжают поддерживать курдов против Анкары.
Третий фактор – курды

Существуют серьезные разногласия между США и Турцией по курдскому вопросу. В Турции убеждены в том, что американцы хотят создать курдское государство на севере Сирии, и пытаются сорвать американские планы проведением различных военных операций. Турецкая военная операция «Источник мира», которая началась в конце октября на севере Сирии против курдов, – тому наглядный пример. Вскоре после этой операции Палата представителей США большинством голосов приняла резолюцию о так называемом "геноциде армян". И сенат США тоже принял аналогичную резолюцию. То, какое решение примет Трамп по этому вопросу, и примут ли США в отношении Турции санкции из-за покупки российских систем ПВО С-400, будет зависит дальнейшая судьба американо-турецких отношений.
Но очевидно только одно. Прежнего доверия между странами больше нет. США своими руками разрушили это доверие, вмешавшись во внутренние дела своего союзника в 2016 году и, как следствие, Вашингтон подтолкнул Анкару к Москве, сблизив их еще больше. США настолько далеко дистанцировались от Турции, что теперь Анкара грозится закрыть американские базы Инджирлик и Кюреджик в случае санкций.

Если Турция пойдет на этот шаг, то станет первой страной НАТО в XXI веке, которая позволит себе закрыть американские военные базы. Принятие США санкций против собственного союзника – члена НАТО, в Турции могут расценить как открытый намек на то, что военным союзническим двусторонним отношениям положен конец. Тогда смысл функционирования американских баз на территории Турции полностью отпадет. Возможно это так, но вопрос в другом - закроет ли Турция американские базы в ответ на санкции? Не уверен, есть определенные договоренности в военной области, это не так просто. К тому же в Анкаре понимают, что американцы вполне могут их разместить и на территории Греции, с которой у Турции отношения доведены до рекордно враждебного уровня. Однако растет убежденность только в одном, что будущие отношения США и Турции уже не будут прежними.
Сеймур Мамедов
Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad