Я – дербендец в седьмом поколении. Здесь покоятся все мои предки. Дед по матери воевал в Великой Отечественной Войне, является кавалером ордена Красного Знамени, дед по отцу занимался торговлей. В Дербенте столетиями развивалась торговля. Местные азербайджанцы и сейчас в основном заняты торговлей.

- Как относятся представители других этносов к азербайджанцам?
- Наш народ таков, что, где бы он не селился, становится примером толерантности, дружбы. Дербент – земля наших дедов и отцов. С кем будет спорить хозяин? Все заняты делом. Если у кого-то с нами проблемы, дело обычно не в нас. В Азербайджане ведь тоже живут разные народы, они мирно уживаются между собой, их дети женятся.
-Как вы считаете, почему в Дагестане нет азербайджанцев на высоких должностях?
- Нужно искать причины в себе. Азербайджанцы пассивны. Удовлетворяются тем, что есть сегодня, не хотят инвестировать в завтрашний день. Для азербайджанцев во всех сферах есть квоты.

- С какими проблемами сталкиваются наши соотечественники?
- Основные проблемы – коммунальные. В основном они работают в местности под названием Магал. Дороги там оставляют желать лучшего, водная система в плохом состоянии. Нужды населения в воде не покрываются. От крепости до центра есть 9 Магалов. Во всех их живут азербайджанцы. И везде есть масса проблем с коммунальными услугами.
-Насколько распространен азербайджанский язык в Дагестане?
- У нас есть некоторые проблемы с азербайджанским языком. Хотя в повседневной жизни мы стараемся говорить на азербайджанском, все же не так хорошо знаем язык, как хотелось бы. Стараемся, чтобы азербайджанский язык всегда присутствовал в быту. У нас нет книг. В прошлый раз книги завозил SOCAR, однако они не отвечали некоторым необходимым условиям.
- Дагестан является республикой, в которой живут представители разных религий. Как обстоят дела с религией у наших соотечественников?
- У нас есть смешанные браки. Я, например, религиозен. Для религиозного человека нация не имеет значения. У нас мало мусульман, которые не особо религиозны. Многие думают, как я. С другими религиями у нас проблем нет.
- А между суннитами и шиитами?
- Раньше между суннитами и шиитами было противостояние. Однако этот вопрос был решен при содействии правоохранительных органов.
Вообще их нельзя назвать суннитами. Они не имеют отношения к исламу. Они внезапно пришли в мечети и стали мутить воду. Можно сказать, что сейчас их в городе вообще нет. Азербайджанцев среди них не было.
Имамы, которые проповедуют в шиитских мечетях, учились в Иране. Они делают свое дело. Не вмешиваются в национальные и политические вопросы. Здесь и возможности такой нет. То, что они учились в Иране не значит, что они иранизировались. Они учатся там, где сильно влияние религии.
-Каково социально-политическое состояние азербайджанцев?
- Много бизнес проектов. Много денег. Я смотрю «Поле чудес». Сколько денег на него потратил «Азерчай», который его спонсирует. Вот бы он спонсировал и Дербент. Тогда хотя бы местные азербайджанцы были бы обеспечены работой. Этот вопрос на повестке дня уже много лет, но пока что подвижек нет.

- Должность главы Дагестанской Республики временно исполняет Владимир Васильев. У вас есть какие-то ожидания по этому поводу?
- Я многое жду от Владимира Васильева. Например, я был выбран депутатом года. Я встречался с ним на презентации, мы побеседовали. Наши различия уменьшаются. Если в Дербенте будут открыты новые рабочие места, это станет гарантом и нашего образования, и нашего будущего.
- Из Азербайджана кто-то приезжает в Дербент?
- Многие едут сюда работать. Едут из Губы, Гусара и Хачмаза. У нас дружественные отношения. Они чувствуют себя близкими Дербенту.
Гюнай Арда
Перевод: Чинара Гулиева
Баку-Дербент-Баку
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad
Тэги: Дагестан Азербайджан