Ближний Восток на грани новой войны - АНАЛИТИКА

  02 ДЕКАБРЯ 2017    Прочитано: 15600
Ближний Восток на грани новой войны - АНАЛИТИКА

Михаил Магид,
публицист, российский аналитик (Москва), эксперт по Ближнему Востоку, специально для Vzglyad.az

Рассуждения о том, что сейчас, после победы над ИГИЛ в Сирии создались предпосылки для мира, ошибочны. Существует целый ряд обстоятельств, которые мешают миру. Положение в Сирии необходимо рассматривать на двух уровнях. Первый связан с отношениями внутри страны, второй - с той ситуацией, которая создалась на Ближнем Востоке.

ИГИЛ не уничтожен полностью

Часть его структур несомненно сохранится в виде спящих ячеек и они могут вести партизанскую войну и совершать террористические атаки. Их разгром - не такое простое дело и захват определенной территории еще не дает гарантий от их возрождения. Сирийская арабская армия Асада наступает по схеме "головастика". Они прорываются в укрепленные районы, занимают города и деревни, а ИГИЛ переходит к диверсионно-террористическим операциям у них в тылу. Правда, власти будут продолжать зачистки.

Победа над ИГИЛ не означает мира

Всякое перемирие в Сирии, деэскалация и т.п. до сих пор всегда сменялись (в какой-то момент) войной и эскалацией. Фактически, перемирие и деэскалация служили на практике только одной цели - перегруппировкам асадовско-иранских сил. В Сирии воюет не только Асад и РФ, и не только против ИГИЛ. На стороне Асада кроме Сирийской Арабской Армии (САА) выступают международные силы шиитских военных организаций, финансируемые и вооруженные Ираном - ливанская «Хезболла», иракские, афганские, а так же иранский экспедиционный корпус Кодс (Иерусалим). Эти силы действуют под зонтиком авиации РФ и отдельных вооруженных подразделений, прибывших из России. Асад опирается на помощь России и Ирана, поэтому он может маневрировать между ними.

Силы российско-шиитской коалиции ведут военные действия далеко не только с ИГИЛ. Продолжаются бои в пригородах Дамаска с отрядами анти-асадовской оппозиции, так же продолжаются столкновения на севере в районе Идлиба с боевиками Аль-Каиды (другие ее названия - Нусра, Хайат Тахрир аш Шам) и других группировок.

Режим деэскалации конфликта с оппозицией нужен был Асаду для того, чтобы перебросить наиболее боеспособные силы (5-й корпус, подразделения ливанских шиитов из «Хезболлы» и др., всего 50-70 тыс человек, около половины - шиитские ополчения) против ИГИЛ. Когда районы, занимаемые ИГИЛ, будут зачищены, 5-й корпус и его союзников бросят для уничтожения оппозиции. Но это случится не сразу. Войскам победителей требуется отдых, перемещение на новые позиции, подготовка к новым операциям. Асад уничтожает противников одного за другим. Режим деэскалации в понимании Асада - это часть процесса ликвидации его оппонентов.

Асад и иранцы побеждают в Сирии

Нет никаких причин, почему бы Асад согласился на какой-то иной вариант, кроме уничтожения вооруженной оппозиции. Прежде всего, он может сделать это. Его подразделения взяли Алеппо, разбили ИГИЛ. Что может помешать ему теперь проделать то же самое с оппозицией в пригородах Дамаска или в районе Хомса? Скорее всего, он будет бомбить и обстреливать эти районы до тех пор, пока не вынудит населения и остатки боевиков покинуть их и уйти на север в регион Идлиб.

При этом Асад и Иран слились в объятиях, которые не разорвать. Ибо их интересы совпадают. Иранцы в значительной мере контролируют вооруженные действия в Сирии, они очень усилились. Появился шиитский пояс (Ирак, Сирия, Ливан), где Иран имеет громадное влияние. Иранцы поддержат Асада в силовом разрешении ситуации с оппозицией. Ибо Сирия стала частью шиитского пояса и сохранение в этой стране влияния боевиков, враждебных шиитской коалиции, иранцам не выгодно.

Никакой демократической Сирии при Асаде быть не может. И дело не только в том, что Асад - диктатор, никогда не управлявший страной в условиях народовластия и не имеющий никакого представления о том, как это делается. Асад и его семья, управляющая Сирией, связаны с сектой алавитов, в которую входит лишь 12% населения страны. Его режим непопулярен и ненавидим значительной частью сирийцев: и по религиозным причинам (абсолютное большинство сирийцев- сунниты, между ними и алавитами существуют трения), и потому, что многие не простят Асаду насилие и разрушение городов и сел в ходе гражданской войны. Удержать власть демократическим путем (что бы под этим не понималось) Асад вряд ли сможет. Однако, он может править с помощью насилия и опираясь на поддержку иранско-шиитской международной коалиции. Наконец, трудно представить, что Асад согласится терпеть отряды вооруженной оппозиции в пригородах столицы - Дамаска. А если они разоружатся, нет ни одной причины, почему бы ему их не уничтожить.

Евросоюз не станет возражать против зачистки оппозиции

На это можно смотреть по-разному. Многие сирийцы выступают против Асада и особенно печальна будет участь автономных городов вроде Дараа и Идлиба. За годы гражданской войны жители некоторых регионов Сирии сумели создать сильное местное самоуправление, организовали коммунальные службы, научились жить без централизованного государства. Эти центры народного самоуправления, скорее всего, будут ликвидированы к ужасу местных жителей.

В то же время, внешние наблюдатели могут быть удовлетворены победой Асада и его союзников, иранцев, прежде всего Евросоюз. Не случайно президент Франции Макрон согласился с предложением Трампа не добиваться немедленного ухода Асада. Если Иран и Асад осуществят тотальную зачистку религиозно-политических военизированных группировок, это вполне удовлетворит всех, кто заинтересован в прекращении терроризма. Никому в мире не хочется видеть даже часть Сирии под контролем ИГИЛ, Нусры или салафитских бригад Ахрар аш-Шам. А между тем, все это - наиболее влиятельные в военном отношении организации оппозиции.

Демократические или умеренно-религиозные отряды вооруженной оппозиции, прикрывающие некоторые автономные города, не так сильны. Они не могут справиться с радикалами. А вот Асад может. Так что весьма вероятно, что Евросоюз закроет глаза на то, что Асад зачистит всех своих противников.

На территории Сирии создается параллельное правительство

Кто, скорее всего, сохранит в Сирии независимое положение в будущем, это отряды РПК (Курдская рабочая партия) и союзные им арабские племена. Они сейчас контролируют 20-25% сирийской территории на севере и востоке Сирии и 80% запасов сирийской нефти. Самое главное, что эти территории охраняют ВВС и наземные подразделения американцев, и с ними ни Асад, ни Иран, ни Турция ничего сделать, скорее всего, не смогут. Американцы уже заявили, что не намерены выводить свои войска из этих регионов и стремятся создать там независимое от Асада правительство. В реальности, такое правительство уже, фактически, существует, это т.н. Совет Демократической Сирии во главе с близкой к США (и к РПК) курдской политической активисткой Ильхам Эхмед.

Турецко-курдское противостояние в Сирии

Исключение представляет собой лишь курдский кантон Африн, который США отказались защищать - его окружают турецкие и асадовские войска. Местный филиал РПК (Партия Демократический союз, ПДС) и курдская милиция ОНС (Отряды народной самообороны) не включены по требованию Турции в процесс мирных переговоров. Более того, Эрдоган заявил недавно, что он и Асад смотрят на курдскую проблему одинаково и не признают за курдами права на автономию. Но это тоже может спровоцировать вспышку конфликта. Если Эрдоган, Асад или оба они атакуют Африн, это может вызвать ответ со стороны других курдских кантонов. Тогда американцам будет трудно удержать курдов от акций возмездия. В настоящее время над кантоном Африн сгущается атмосфера. Столкновения курдов и турецкой армии происходят почти ежедневно. Африн может стать эпицентром серьезного сражения между Турцией и РПК.

Над Ближним Востоком собираются тучи

Второй уровень рассмотрения сирийских проблем связан с общей ситуацией в регионе, где возникает угроза израильско-саудовская войны против Ирана и его союзников. И это также не способствует миру в Сирии. Иранцы успешно строят колоссальную империю, но их усилия вызывают все большее раздражение у соседей. Израиль постоянно говорит об иранской угрозе. Он способен нанести и более серьезные удары. В этом израильтян поддерживает Саудовская Аравия.В настоящее время руководство Израиля вполне созрело для проведения как минимум крупномасштабной операции ВВС против иранско-асадовских сил. Израильские удары по этим силам становятся все чаще.

Израиль не видит Россию как своего противника и, казалось бы, ей это не угрожает. Но беда в том, что если Израиль начнет наносить массированные удары по силам «Хезболлы», иранцев и Асада, под этот удар могут попасть и российские соединения. Тогда ситуация станет очень опасной.

Позволит ли Америка существовать шиитскому поясу?

До сих пор не вполне ясна позиция американцев. Может быть они и позволят Ирану распоряжаться в шиитском поясе, но может быть и нет. Политика США с приходом президента Трампа стала непредсказуемой. Специалист по Восточной Азии Андрей Ланьков после интенсивных встреч с высокопоставленными американскими политиками, дипломатами экспертами отметил следующее. Несколько человек в администрации удерживают США от активных военных действий в отношении КНДР, а возможно и в отношении Ирана. Это министр обороны США Джеймс Мэттис, а так же государственный секретарь Рекс Тиллерсон. Однако, после того, как Тиллерсон резко высказался в адрес президента, его, скорее всего, ждет отставка. Поэтому весьма важно, кто его заменит. Рассматривается несколько кандидатур, среди них Джон Болтон, посол США в ООН в 2005-2006, и Никки Хейли, посол США в ООН в настоящее время. Болтон известен как сторонник самой жесткой линии в отношении КНДР и Ирана. И его стремление к решительным действиям в отношении этих стран может привести к реализации мечтаний Трампа, которые в этом плане совпадают с идеями Болтона.

Vzglyad.az


Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Сирия   БлижнийВосток   ИГИЛ   курды   Россия   Иран   "Хезболлах"  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА