Один день с трупами в бакинском вузе - СПЕЦРЕПОРТАЖ - ФОТО

  01 ДЕКАБРЯ 2017    Прочитано: 34515
Один день с трупами в бакинском вузе - СПЕЦРЕПОРТАЖ - ФОТО

Ни для кого не секрет, что внешний вид человека является визитной карточкой – нам известно, как именно выглядит лицо, хоть у каждой национальности и есть свои особенности. Внешний вид изучать не надо, он на поверхности, чего не скажешь о «внутреннем мире» человека. Его мы изучаем посредством различных методов, но не у каждого есть возможность изучать анатомию на практике. Но, как говорится, «без анатомии нет медицины».

Анатомия человека - это наука о происхождении, развитии, формах и строении человеческого организма. Как писал известный акушер-гинеколог А.П.Губарев: «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки». История анатомии, являющаяся частью истории медицины, — это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

Истоки анатомии уходят в доисторические времена – упоминания встречались в рисунках эпохи палеолита. Это свидетельствует о том, что уже тогда люди хоть и незначительно, но уже изучали строение человеческого тела. Свой неотъемлемый вклад в развитие анатомии внесли такие видные умы, как Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат, арабские мыслители и ученые, и многие другие. Каждый внес свой труд в эту науку, развивал ее и пытался донести свои знания до будущего поколения. Естественно, что для изучения анатомии необходимо было вскрывать трупы. Но это шло в разрез с религиозными деятелями. Так, в XVI веке реформатор анатомии Везалий так же стал жертвой церкви. Несмотря на то, что папа Бонифаций III запрещал препарировать трупы, Везалий совершал свои дела тайком. Он прятал трупы в своей постели, работая в вечном страхе и затворничестве, но итогом его кропотливой работы стал труд «О строении человеческого тела», которым разрушил схоластическую анатомию Галена, Аристотеля и Авиценны. За что был обвинен церковью в богохульстве и приговорен к покаянию. И таких примеров в истории можно встретить более чем много.

Как же дела обстоят на сегодняшний день с медициной, в частности с анатомией, в Азербайджане?

С этим вопросом корреспондент Vzglyad.az направился на кафедру анатомии человека при Азербайджанском Медицинском Университете (АМУ).

В интервью доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки, заведующий кафедрой анатомии человека АМУ Вагиф Шадлинский рассказал об истории создания данной кафедры и в частности самого университета.

Немного об Азербайджанском Медицинском Университете

В 1919 году была заложена основа подготовки медицинских кадров высшей квалификации в Азербайджане. В тот же год Парламент Азербайджанской Демократической Республики (АДР) учредил Бакинский государственный университет (БГУ) в составе четырёх факультетов, в том числе медицинского. За короткое время была организована Специальная подготовительная комиссия под руководством видного хирурга профессора В. И. Разумовского. Он стал основателем, организатором и первым ректором университета. До 1930 года кафедра анатомии находилась при БГУ. После 1930 года возникла необходимость создания медицинского института. Впоследствии он был организован, а на место Разумовского из России приехал профессор К. Малиновский.



Именно он организовал кафедру анатомию и непосредственно музей в Медицинском университете. Стоить отметить, что подобные музеи создавались еще со времен Гиппократа. И вновь мы упираемся в истоки анатомии. Подобные музеи создавались в столь далекое время по известной всем причине: запрет религиозных деятелей препарировать человеческие тела. Церковь могла наказать богохульника очень суровым наказанием – сожжением. Так, в XVI веке Евстахий и его студенты были жестоко наказаны за разворошенные могилы – они были сожжены на главной площади. Единственным разрешенным способом изучения анатомии было препарирование животных. Но будь так, анатомия бы не развилась. И тогда был найден все-таки выход – анатомический театр. Первый анатомический театр был создан в Италии в 1594 году. Данный театр строился по модели цирка - в центре небольшого амфитеатра — прозекторский стол, вокруг него — галереи для зрителей. В театре собирались сотни людей — первый, самый нижний, ряд занимали профессора, представители знати и городских властей. Выше сидели студенты-медики, а последние ряды предназначались для публики, также там находились музыканты, чтобы разбавлять атмосферу и религиозные структуры не догадались о происходящем в театре.



В АМУ также можно увидеть подобные кабинеты для студентов, разница лишь в цели использования – здесь они для лекций.





Катастрофическая нехватка трупов

Как отметил Вагиф Шадлинский, на сегодняшний день в университете дефицит трупов. Такая ситуация происходит не только в нашем университете, подобная картина охватывает все университеты в мире.

«Студенты-медики должны изучать строение тела путем препарирования трупов. Но на данный момент в нашем университете сами студенты не участвуют в обрабатывании трупа, этим занимаются сами педагоги. Студенты пристально следят за нашими действиями. Снимая кожу, мы показываем строение и внутренние органы умершего человека. Все это происходит из-за нехватки трупов, поскольку в последнее время всё меньше тел поступает на нашу кафедру. Но дело в том, что такая проблема не только у нас имеет дело быть, даже в густонаселенных странах, таких как Китай, происходит нехватка трупов. Зато в Индии и в Бангладеше имеется достаточно материала для изучения анатомии, чем пользуются некоторые страны, заключив договор на поставку трупов. У нас же нет таких межгосударственных соглашений, в связи с чем и бушует дефицит. Так, некогда я был на всемирной конференции в Турции и там выступал японский анатом с докладом. Он рассказывал, как у них в стране раз в месяц посредством телевидения обращаются к народу с просьбой отдать трупы во благо науки. Дабы студенты могли изучать анатомию непосредственно на трупах, а не на муляжах» - поведал профессор.



Но как бы то ни было у студентов есть альтернатива в виде муляжей и натуральных биологических материалов. Все материалы хранятся в формалине, чтобы замедлить процесс гниения. В музее насчитывается более шести тысяч экспонатов. Часть из них была привезена из Москвы, большую же часть собрали сами профессора во время препарирования трупов. Все реальные анатомические материалы содержатся в специальных сосудах в учебном музее кафедры анатомии. Трупы же хранятся в специальных небольших резервуарах в подвальном помещении кафедры, поскольку они требуют особый уход. Чтобы понять, какая колоссальная работа проводится, просто представьте, у шести тысяч экспонатов раз в год меняют раствор, помимо этого также нужно следить за самим раствором в сосудах. В случае выветривания формалина или затемнения, к нему добавляют опять раствор, пока не подойдет дата полной смены его. Но на сегодняшний день не поступают трупы и соответственно не создаются экспонаты: во-первых, это адская работа, очень кропотливая, требует внимания, времени, а, во-вторых, на это нужно финансирование, которого тоже нет. Но педагоги нашли выход: в каждой аудитории имеется монитор, на который выводятся те или иные материалы для изучения человеческого тела. Также студенты проходят лекции в специальных кабинетах, оборудованных для занятий.





У заведующего кафедрой Вагифа Шадлинского также есть монитор, где он может наблюдать за любой аудиторией и быть в курсе проходящих занятий.



Нужен ли нашей стране крематорий?

На сегодняшний день в Азербайджане нет крематориев, данный процесс не внушает доверия жителям страны, да и еще стоит не забывать, что религиозные деятели будут категорически против такого обряда. Но нужно учесть, что кремация значительно остановит увеличение территории и без того больших кладбищ, а их на данный момент насчитывается более ста. Нужна ли все-таки кремация?

По словам Вагифа Шадлинского, с увеличением притока населения, увеличивается и рост смертности. Мест на кладбищах не хватает, и страна вынуждена расширять или же создавать новые кладбища.

«В зарубежных странах на сегодняшний день началась популяризация такого обряда, как кремация. Это позволит не расширяться дальше кладбищам, даже если и создавать кладбища, то маленькая урна с прахом займет очень мало места. В нашей стране это не только не популярно, это идет в разрез с религией. В подвальном помещении кафедры анатомии есть комната, предназначенная для кремации трупов. Конечно, ее мы используем в целях университета, там мы сжигаем останки, ненужные материалы. Но в частных целях еще никогда к нам не обращались для кремации. А ведь это единственный оставшийся выход в мире, кладбища растут и мест нет. Так, например, в Москве есть Новодевичье кладбище, на котором происходит захоронение урн с прахом. В России тоже сейчас происходит популяризация кремации, поскольку земли не хватает. И в нашем государстве тоже есть необходимость создания крематория. Люди со временем поймут, что кремация – неизбежна, она произойдет рано или поздно. К тому же необязательно делать захоронение урны, люди могут хранить ее дома, и многие, я вам скажу, так и делают, иные же просто развеивают прах. В Азербайджане вошло в моду «у кого красивее могила», на это тратятся очень большие деньги. Для сравнения возьмем Англию, у них есть кладбища, подобные музею, и туда так просто не попасть, они строго охраняются. Но даже они пришли к выводу, что пора переходить на кремацию, и я, лично, тоже выступаю за пропаганду этой идеи в Азербайджане» - сказал профессор.

Бальзамирование

Бальзамирование трупа — введение в ткани трупа веществ, предупреждающих процессы разложения. Бальзамирование трупа производят главным образом для учебных, научных, судебно-медицинских целей, а также по санитарно-гигиеническим соображениям. Бальзамирование применялось и с целью сохранения трупов выдающихся государственных деятелей. В настоящее время существуют многочисленные консервирующие средства, применяются разнообразные методы. Выбор их определяется задачей предохранить труп от разложения на короткий срок либо на продолжительное время. Так как патологоанатомическое изучение органов и тканей трупа, подвергнутого бальзамированию, затруднительно, а бальзамирование после вскрытия технически сравнительно сложнее и часто является ненадежным, то в каждом конкретном случае нужно предварительно решить, что важнее: патологоанатомическое исследование трупа или длительное сохранение его.

Чтобы понять, насколько трудная и объемная происходит работа, возьмем в качестве примера бальзамирование «вождя мирового пролетариата» Ленина. Предварительная подготовка тела шла на протяжении трех месяцев. Только потом происходило само бальзамирование тела. Большая заслуга в этом принадлежит Владимиру Воробьеву. Формулы химического состава, которым Воробьев набальзамировал "вождя мирового пролетариата", сегодня никто не знает. Данное бальзамирование было очень кропотливой работой, поскольку нужно было сохранить не только его внешний вид, но и вес, цвет, гибкость конечностей и упругость кожи. Время от времени приходится заменять отдельные участки кожи и мышечной ткани на пластические и иные материалы, проверять состояние тела. Это трудоемкий процесс, который требует много времени, в связи с чем мавзолей периодически закрывается.

На сегодняшний день бальзамирование во всем мире используется не так часто. А в Азербайджане тем более не осуществляется практически. Как отметил заведующий кафедрой Шадлинский, это очень адский труд, требующий время, и, конечно же, финансирование. Никто не хочет заниматься этим делом. Да и зачем сейчас нужно это, если можно тело человека поместить в сосуд с раствором, и он будет там храниться, как и находящиеся в музее экспонаты. Конечно, если понадобиться забальзамировать какую-либо выдающуюся личность, то анатомы непременно займутся этим.

Фундаментальный анатомический музей - мумии, натуральные биологические материалы и муляжи

Нынешний анатомический музей при кафедре анатомии человека АМУ, который был создан изначально под названием музея костей известным хирургом-анатомом В.И. Разумовским в 1919-1920 годах, успешно функционирует вот уже более 90 лет. В 1919-1922 годах музей располагался в маленькой комнате и состоял из 300 препаратов. К 1926 году усилиями профессора К.Н. Малиновского музей был расширен, количество препаратов достигло 500. В период с 1926 по 1937 годы кафедру анатомии возглавлял Н.И.Ансеров, в эти годы музей препаратами не пополнялся. Истинного расцвета и прогресса музей достиг в период с 1937 по 1973 годы, когда кафедру возглавил заслуженный деятель науки, профессор К.А. Балакишиев. Именно в этот период профессор К.А. Балакишиев совместно с сотрудниками кафедры создал в музее отделы по разным системам органов. Количество экспонатов в учебном музее уже составляло 5000. К 60-м годам ХХ века музей анатомии Азербайджанского Государственного Медицинского Института им. Н.Нариманова стал одним из лучших среди учебных аналогичных музеев бывшего Советского Союза. В 1974 году экспонаты музея были разделены между двумя кафедрами, а с 1979 года единый музей анатомии стал функционировать в составе кафедры.

"Когда я возглавил кафедру, с 1995 года до сегодняшних дней занимаемая музеем площадь значительно увеличилась, - сказал академик. - Был создан новый отдел опорно-двигательного аппарата, где есть прекрасные условия для хранения препаратов. На сегодняшний день в отделах музея насчитывается более 6000 экспонатов. Имеются следующие отделы: отдел костной системы; отдел связок, суставов и мышечной системы; отдел органов внутренней системы; отдел сосудистой системы; отдел нервной системы и органов чувств; фундаментальный музей; отдел зубочелюстной системы; отдел истории кафедры".

Отдел костной системы музея опорно-двигательного аппарата - один из самых крупных по количеству препаратов (свыше 1200). Здесь содержатся костные препараты, показывающие формы и строение отдельных костей, возрастные их особенности, разновидности форм и топографии черепа и др. Все препараты разложены в 19 витринах и 10 шкафах. Помимо костных препаратов взрослых, имеются и препараты детей и стариков, коллекция скелетов плодов, новорожденных и детей до 6 лет, костные и гипсовые скелеты взрослых, коллекция детских черепов и т.п. Здесь же в специальном стеклянном шкафу находятся мумифицированные трупы мужчин. В этом отделе также хранятся черепа людей тюркского происхождения, найденные заведующим кафедрой анатомии человека, профессором В. Шадлинским при археологических раскопках в 1997 году в селении Фазыл Шекинского района. Эта находка относится к периоду зороастризма.

Отдел внутренних органов находится совместно с отделами сосудистой и нервной систем и органов чувств в большом зале. Натуральные влажные препараты находятся в банках и установлены в витринах. Рядом с каждым препаратом - табличка с названием препарата и перечнем латинских названий. На стенах зала развешаны рисунки внутренних органов, строения сосудистой, нервной систем и органов чувств.

Отдел сосудистой системы, который содержит около 100 препаратов, размещен в трех больших стационарных шкафах и в одной большой зеркальной витрине. Все имеющиеся препараты пронумерованы и составлен соответствующий перечень их латинских названий. Данный отдел представлен влажными препаратами сердца, его клапанов и топографии, сосудов головы, шеи, верхних и нижних конечностей, восковыми препаратами сосудов головы и конечностей.

Отдел органов чувств находится в том же зале, где расположены отделы органов внутренностей и сосудистой системы. Препараты, демонстрирующие строение органов чувств, занимают шкаф и одну зеркальную витрину. В них размещены влажные препараты кожи, носовой полости, носовой перегородки, глазного яблока человека, мышц глазного яблока, ушные раковины и молочные железы. Здесь же имеются муляжи: глаз упрощенный и детализированный, слезный аппарат, ухо упрощенное и детализированное, слуховые косточки. Весьма ценным в этом отделе являются коллекция слуховых косточек по возрастам, а также препараты головного мозга.

В отделе сравнительной анатомии и эмбриологии особое место занимают музейные препараты при изучении редко встречающихся вариантов и аномалий. Здесь находится коллекция плодов и новорожденных с различными аномалиями и уродствами, как, например, с анэнцефалией, акранией, водянкой и грыжей головного мозга, расщеплением позвоночника, заячьей губой, полидактилией и др. В этом отделе музея на специальной подставке стоит урна с прахом профессора Константина Николаевича Малиновского, который руководил кафедрой нормальной анатомии с февраля 1922 года по май 1926 год. Здесь же хранится головной мозг профессора Николая Григорьевича Ушинского, который руководил кафедрой общей патологии медицинского факультета Азербайджанского Государственного Университета с октября 1921 года по ноябрь 1931 года.



По словам профессора Шадлинского, такие музеи необходимы не только для студентов-медиков, но и для учеников.

«Наши студенты, начиная с первого курса, проходят занятия в музее, а также - в морге, где они изучают анатомию непосредственно на трупах. Это происходит в обязательном порядке, как само собой разумеющееся. Но я считаю, что и ученики средних школ должны изучать анатомию непосредственно на экспонатах. В нашем музее несколько раз в год проводятся бесплатные экскурсии для учеников разных школ. Руководство учебного заведения в письменной форме запрашивает разрешение, получив положительный ответ на проведение экскурсии, преподаватели и их ученики могут вживую познакомиться с биологией, в частности с анатомией. Возможно, тогда и у учеников появится желание стать одним из тех, кто будет изучать анатомию» - резюмировал доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки, заведующий кафедрой анатомии человека АМУ Вагиф Шадлинский.




















































Вахотина Нина
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: АМУ   анатомия   кафедра   трупы   мумии  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА