Сирия: чем громче звучат призывы к миру, тем больше угроза войны – АНАЛИТИКА

  24 НОЯБРЯ 2017    Прочитано: 5423
Сирия: чем громче звучат призывы к миру, тем больше угроза войны – АНАЛИТИКА

Михаил Магид,
публицист, российский аналитик (Москва), эксперт по Ближнему Востоку, специально для Vzglyad.az


Встреча в Сочи, где Путин, Эрдоган и Роухани обсуждали, как они сообщили нам, будущее Сирии, закончилась улыбками и рассуждениями о мире и диалоге. Это, пожалуй, самая яркая иллюстрация очень старой мудрости, согласно которой, чем громче звучат призывы политиков к миру, тем больше угроза войны. Спустя несколько часов после завершения встречи, пролился холодный душ. Американцы заявили, что никуда из Сирии не уйдут и что на севере этой страны будет создано независимое от Асада правительство на основе СДС (Сирийские демократические силы), объединяющих курдов из РПК (Курдская рабочая партия) и близкие им арабские племена. Важно и то, как это было сказано: в центре внимания американцев - Иран, как будущий хозяин Сирии, а так же стремление Асада разрушить зоны оппозиции внутри страны.


Было заявлено, что вывод американских войск из Сирии может помочь президенту Башару Асаду «завершить захват сирийской территории» и гарантировать ему «политическое выживание». «Это исход, который станет победой для Ирана, ближайшего союзника (Сирии)», — отмечают источники в американской власти. Чтобы его избежать, американские официальные лица планируют поддерживать военное присутствие на севере Сирии и учредить там новую местную власть, независимую от правительства Асада. Добавим, что такая власть уже, фактически, существует, военная - в лице СДС (их основу составляют курдские вооруженные формирования РПК), и гражданская, в лице Совета Демократической Сирии, который возглавляет близкая к США курдская политическая активистка, связанная с РПК, Ильхам Эхмед.

В российской Госдуме отреагировали на сообщения очень резко: глава комитета по обороне Владимир Шаманов назвал подобные планы Вашингтона "хамством высшей категории". Но ни отменить эти планы, ни как-либо изменить их ни Шаманов, ни участники встречи в Сочи не в силах: все-таки США - пока еще единственная в мире сверхдержава, и против таких ее друзей, как американские ВВС и морская пехота никаких серьезных аргументов пока не существует.

Что же дальше? Перспективы вполне очевидны. Асад и стоящий за ним Иран постараются уничтожить все очаги сирийской оппозиции, прежде всего в пригородах Дамаска. Однако, регионы Сирии, контролируемые РПК, а это около 20% территории страны, останутся под защитой американцев.

В последние годы влияние Ирана неуклонно росло. Под его влиянием оказались Ирак, Сирия и Ливан. Режим Асада тесно связан с Ираном и сохранился, прежде всего, благодаря финансовой и военной поддержке этой страны. Возник гигантский шиитский полумесяц - нечто вроде современной империи Сефевидов. Это вызывает опасения в Америке, поэтому американцы решили создать в Сирии противовес иранскому влиянию и Асаду, сделав ставку на РПК.



Такая политика задевает, в свою очередь, интересы Турции. Турция - традиционный соперник Ирана за влияние на Ближнем Востоке, и, может быть, она бы и постаралась ограничить влияние персов. Но все меняется благодаря курдскому фактору.

РПК не только контролирует север Сирии, но и ведет военные действия на территории Турции (где проживают миллионы курдов) против турецких вооруженных сил. Миллионы курдов живут так же в Ираке, где существует Региональное курдское правительство, и в Иране, причем, на территории этих стран так же активно действуют гражданские и боевые подразделения РПК. Расширяясь, кристаллизуясь, Курдистан разрушает 4 государства - Сирию, Ирак, Турцию и Иран.

Поэтому курдский фактор и американский союз с РПК сблизили все 4 государства, и, что особенно важно, Турцию с Ираном. Кроме того, эти страны готовы к партнерству с РФ, которая выступает сегодня в Сирии на стороне Асада.
Что же будет? Скорее всего, режим Асада и иранско-шиитские формирования постараются зачистить все районы Сирии, контролируемые антиасадовской оппозицией. Их будут бомбить и обстреливать, вынуждая население и боевиков оппозиции покинуть их и переместиться в Идлиб. Это может быть долгим кровавым процессом, но вряд ли что-то помешает Асаду.

США недавно потребовали, чтобы проиранские формирования и иранцы покинули Сирию, но вряд ли у них есть возможность заставить союзников Асада поступить подобным образом. Если американцы начнут наносить массированные удары с воздуха по силам Асада и шиитов - а эти силы практически нераздельны, может произойти возрождение ИГИЛ, или начнется наступление Аль-Каиды (другие ее названия - Нусра, Хайат Тахрир аш-Шам), создавшей мощную армию в Идлибе. Подобная перспектива американцев страшит куда больше, чем присутствие в Сирии иранцев. Так, американцы требовали ухода иранцев и проиранских формирований из Ирака, но это ни к чему не привело... Иран и его друзья - плотина, заслон перед натиском радикалов из ИГИЛ и Аль-Каиды. Американцам может не нравится плотина, но наводнения в случае ее прорыва они опасаются куда больше.



Некоторые силы в Турции поддерживают связь с силами антиасадовской оппозиции. Но, как уже говорилось выше, она не станет прямо противопоставлять себя Ирану, Асаду и России, так как ее куда больше волнует усиление курдов. Скорее всего, Турция даст согласие на уничтожение антиасадовской оппозиции, но выдвинет определенные условия. Возможно, она потребует раздела Сирии. Турция хочет сохранения за собой треугольника Баб-Джараблус-Азаз, а, возможно, и всего региона Идлиб (или какой-то его части). Кроме того, Турция может потребовать права на атаку против единственного курдского региона, который США не стали защищать, кантона Африн.

Возможно, Сирию ждет раздел, чем-то напоминающий раздел Боснии. Большая часть страны будет находиться под контролем Асада и иранцев. Часть отойдет Турции, часть - коалиции РПК и арабских племен, за которой стоят американцы. Но это вряд ли случится без кровавой зачистки всех зон анти-асадовской оппозиции южнее Идлиба. Либо население и боевики сами их покинут и уйдут на север: тогда появятся дополнительно сотни тысяч беженцев.

Россия сохранит некоторое влияние на Асада, но оно не будет доминирующим. Асад не находится под контролем Россия и склоняется скорее к Ирану, хотя у него остается свобода маневра между двумя этими странами.



Отдельный фактор, который может вызвать новый виток войны - Израиль. Как и американцы, израильтяне давно и с растущей тревогой следят за усилением Ирана. Однако, в отличие от США, Израиль считает главной угрозой не ИГИЛ и Аль-Каиду, а как раз Иран и его союзников, особенно ливанскую шиитскую милицию «Хизбалла». Иран вооружает и финансирует «Хизбаллу» десятки лет и смог превратить ее в одну из лучших армий на Ближнем Востоке. Заместитель начальника израильского генштаба Яир Голан с презрением отозвался об ИГИЛ, заявив, что несколько тысяч боевиков с автоматами Калашникова и поясами шахидов не являются угрозой для Израиля, в отличие от иранцев. О последних Голан сказал, что они "так же умны и образованы, как израильтяне". Этот внезапный комплимент может сигнализировать о войнах будущего. Израильтяне могут отреагировать массированными ударами с воздуха по силам «Хизбаллы», иранцев и Асада в Ливане и Сирии. Тогда события начнут развиваться непредсказуемо.

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Cирия   Асад   США   Ливан   Игил   Хизбаллах   Аль-Каида   БлижнийВосток   курды   Иран   Турция  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА