Героизация и обожествление Нжде как индикатор фашизации Армении

  05 ОКТЯБРЯ 2017    Прочитано: 6023
Героизация и обожествление Нжде как индикатор фашизации Армении

Перед вами репродукция знаменитой картины «Расстрел коммунистов в Татеве», также иначе называемой «Расстрел коммунистов в Зангезуре».

Как сообщает Vzglyad.az, ее автором является Народный художник Армянской ССР Акоп Каджоян, о творчестве которого в современной Армении стараются благополучно забыть.

Но необходимо отметить, что работы Каджояна во всех жанрах изобразительного искусства необычайны – в них отражены традиции искусства многих народов. Картина, которую вы видите на сайте, необычайна вдвойне: рядом с созданном в 1930 году монументальным полотном сегодня мало что можно поставить в качестве сравнения — такова сила трагического противопоставления героев, глубокая символичность каждого элемента изображения, от тающих вдали куполов церквей до безумного кровавого глаза опустившей голову лошади.

События, запечатленные на этой картине, имели место в 1921 году и были связаны с ныне прославляемым в Армении Тер-Арутюняном Гарегином (псевдоним Нжде). Помимо массовых убийств азербайджанцев и армян, сотрудничества с нацистами, на счету Нжде и его подельника полковника Куро лежат также жизни 263 пленных русских красноармейцев, по его приказу сброшенных со скалы. Все эти зверства были доказаны и запротоколированы следственной группой СМЕРШ и МГБ – КГБ СССР.

В ноябре 1946 года под усиленной охраной Гарегин Нжде из Владимирского централа был переведен в Ереван, во внутреннюю тюрьму МГБ Армянской ССР. Уголовное дело по нему шло под шифром «Зубр». Так окрестили Нжде оперативные сотрудники МГБ.

28 августа 1947 года на вопрос следователя - «что вам известно о Нжде - Гарегине Тер-Арутюняне?» - подследственный Деведжян Ованес Акопович показал: «Он возглавлял военное дело в Зангезуре - вначале по усмирению местных азербайджанцев (скорее, очищению территории от азербайджанцев), а затем в борьбе против Красной Армии. В период дашнакской авантюры в 1921 г. Нжде находился опять в Зангезуре и воевал против Красной Армии… Нжде в Зангезуре допустил зверское убийство коммунистов: заживо сбрасывал их с Татевской скалы в пропасть. Об этом факте мне стало известно из бесед с лидером партии «Дашнакцутюн» и ответственными деятелями дашнакской авантюры 1921 г. в Тебризе».

Показания Даведжяна вызывают доверие тем фактом, что он сам принимал участие в дашнакском мятеже 1921 года.

16 сентября начальник 3-го отделения 1-го отдела МГБ Мелкумян допрашивал свидетеля Хойлунца Арсена Арутюновича: «Что вам известно о зверских убийствах в Татеве, осуществленных Нжде?».

Ответ: «В конце 1920 г. и начале 1921 г. в Татевском монастыре, где находился штаб Нжде, под руководством последнего были уничтожены путем расстрела и сбрасывания живыми со скалы в ложбину более 400 красноармейцев-русских, коммунистов и революционно настроенных крестьян и рабочих армян.

В июле 1921 г., т. е. после установления советской власти в Зангезуре и ликвидации дашнакской армии, я был назначен секретарем райкома партии Татевского участка, т.е. участкового комитета. Под моим руководством трупы убитых в Татеве были подобраны в ложбинах и похоронены. По приблизительным подсчетам трупов было установлено около 400».

17 сентября показания давал еще один свидетель - Джанунц Аваг Татевосович: «В течение декабря 1920 г. и января 1921 г. по приказанию Нжде были брошены в татевское ущелье 263 русских красногвардейцев, из которых часть была сброшена в ущелье живыми, а остальные после расстрела».

Здесь надо отметить, что, невзирая на очевидные факты, приводимые подследственными, Нжде все категорически отрицал. Это и понятно, под расстрел не хочет никто. Нжде выбрал беспроигрышную игру: пользуясь серьезными противоречиями в советско-турецких отношениях, он стал апеллировать к тому, что сброшенные и расстрелянные им люди были…турками. Как видно, ему было известно, что в боевых действиях на территории Армении принимал участие 1-ый турецкий стрелковый коммунистический полк в составе 1200 штыков, набранный из оставшихся в Баку турецких военнопленных и турок-рабочих.

Понимая, что после повторного перезахоронения для судмедэкспертизы мало что остается, он потребовал проведения подобной экспертизы, на что следователь, нервно смеясь, ответил: «Вещественные доказательства давно стали прахом».

Дабы не утруждать читателя перечислением всех свидетелей и их показаний, приведу лишь итог следственных мероприятий. Учитывая, что помимо перечисленных преступлений и сотрудничества с нацистами, выражавшейся в антисоветской агитации и стремлению к осуществлению в Армении антисоветского переворота, а также пропаганде в среде военнопленных армян откровенно расистских взглядов, в иных преступлениях против советского народа Нжде замечен не был (не руководил и не принимал участия в массовых казнях советских граждан), 24 апреля 1948 года суд вынес приговор – 25 лет лишения свободы. Один из пунктов обвинения гласил: «Обвиняемый Тер-Арутюнян Г.Е. в 1918 г. дашнакским правительством был послан в Зангезур для формирования националистических воинских частей. Являясь командующим вооруженными силами, а с 1921 г. и премьер-министром дашнакского правительства в Зангезуре, вел бои против Красной Армии. По его приказанию были расстреляны и брошены с Татевской скалы в ложбину сотни красноармейцев, коммунистов, революционно настроенных рабочих и крестьян».

Для отбывания заключения Нжде был этапирован во Владимирский централ, где и скончался 21 декабря 1955 года.

В сегодняшней Армении процветает такой пиетет по отношению к осужденному головорезу, что правительство этой страны тратит баснословные суммы на установки памятников ему в России – стране, вынесшей основную тяжесть войны с фашизмом, злом, которое сейчас процветает в Армении с молчаливого благославления властей.

В Армении также процветает религиозная секта Арординери Ухт («Орден детей Ари»), избравшая Нжде объектом своего поклонения. Среди приверженцев этой секты бытуют мифы о своем божестве, в некоторых моментах схожие с древнегреческими мифами, - как показывает в своей статье «Возвращение героя: новые культы «древней» религии» ассистент ЕрГУ кандидат исторических наук Юлия Антонян.

Армянские неоязычники или Арординери Ухт («Орден детей Ари»), как они сами себя называют, зарегистрированы в Армении как религиозная община с 1991 года. Ее основателем является Слак Какосян (1936 – 2005), филолог и учитель по профессии, диссидент, член националистического кружка, с 1979 года как политический ссыльный живший в США. В настоящее время община насчитывает несколько сот членов, из которых несколько десятков активных. Перу Какосяна принадлежит и свод религиозных текстов общины – Ухтанагирк.

Для сектантов Нжде является олицетворением божественной сущности. На пороге новой космической весны появляется человеко-бог, который должен возвестить новое рождение Ваагна. И имя ему Гарегин, что, согласно «Ухтагирку» означает «Вестник Весны». «Тот, кто поверит в Гарегина, спасѐтся, а те, кто не поверит и не будет ждать, – останутся немощными и не переживут потопа», - говорится в тексте Ухтанагирка.

Согласно мифологизированной версии юношества Нжде, тот, увидев светильник Ваагна – верховного божества дохристианской Армении – становится как бы пророком. «Я земной Бог, я боговидец и имею в себе неисчерпаемую силу», - сектанты принимают эти слова сбредившего Какосяна за божественное откровение.
Надо отметить также, что Ю. Антонян приводит в своей статье и ценные сведения о составе членов секты. В число ее активных членов входит и основатель правящей Республиканской (читай – националистической) партии Армении Ашот Навасардян. В еѐ рядах и на руководящих постах был, например, экс-премьер-министр Андраник Маргарян.

Вокруг фигуры Нжде складывается группа практиков, связанных с местами его ритуальных захоронений. С 2008 года каждое лето, примерно в середине июля – начале августа, неоязычниками организуется паломничество на гору Хуступ, где частично захоронен прах Нжде.

В заключение статьи мне хотелось бы привести выдержки из замечательной работы «Реализация в воспитательном процессе в военных вузах Внутренних войск МВД России анализа современных тенденций героизации нацистских преступников и их пособников» Сергея Михайловича Марченко, адъюнкта Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Как указывается С.М. Марченко, «в современном мире становится популярной тенденцией пересматривать отношение к историческим событиям и личностям, будь то итоги Великой Отечественной войны или Петр Первый, падение империализма или эпоха сталинизма и т.д.». Приводя примеры подобного извращения исторической правды, Сергей Михайлович с возмущением напоминает слова теперь уже бывшего Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Армения в России Олега Есаяна: ««Выдающийся сын нашего народа Гарегин Нжде считал, что главным законом жизни является борьба как средство самосовершенствования личности, общества и государства. Эта борьба выражается в неуклонном стремлении к прогрессу страны и народа». А до этого, в 2013 году, в Москве в торжественной обстановке прошла презентация фильма об этом самом Гарегине Нжде.

Далее С.М. Марченко справедливо расценивает этот факт. «Напомним, что после прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера Нжде начал создавать в армянской диаспоре прогитлеровскую организацию «Цегакрон» – вероятно, нечто среднее между политической партией, террористической организацией и религиозной сектой. В 1942 году лично отправился в Берлин, чтобы засвидетельствовать своё почтение фюреру, после чего приступил к созданию армянского легиона в составе вермахта. После падения фашизма Нжде был приговорён к 25 годам заключения за проведённые им чистки в 1920 и 1921 годах и скончался во Владимирском централе в 1955 году. Тем не менее, сегодня в Армении, считающейся близкой союзницей России, создан масштабный культ Нжде. В его честь чеканят памятные монеты, снимают художественные и документальные фильмы, а в Ереване именем Гарегина Нжде названа площадь. Отметим, что в популярной в молодежной среде интернет-энциклопедии «Википедия» биография Нжде описана весьма подробно, в позитивных тонах, а сам он представлен поборником справедливости, государственным деятелем, жертвой советского режима.

Более того, в СМИ Армении и России велась рекламная кампания фильма армянского режиссёра Грача Кешишяна «Гарегин Нжде», снятого при участии известных российских киноактёров Чулпан Хаматовой и Михаила Ефремова. В этом фильме из военного преступника и пособника фашистов создают яркий образ почти национального идола. На фоне кампании возвеличивания Гарегина Нжде попытки привлечения российской творческой интеллигенции к популяризации этого осуждённого советским судом военного преступника – фактор куда более опасный, чем может показаться на первый взгляд».

Заур Мехдиев
Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Нжде  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА