Расим Мусабеков прокомментировал открытое письмо ряда представителей общественности президенту Азербайджана

  21 ОКТЯБРЯ 2013    Прочитано: 4117
Расим Мусабеков прокомментировал открытое письмо ряда представителей общественности президенту Азербайджана

Отношения с Евросоюзом для Азербайджана имеют стратегическое значение, и их следует укреплять, считает депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Расим Мусабеков, направивший в редакцию 1news.az комментарий к письму ряда представителей общественности, адресованному главе государства, и опубликованному на нашем сайте несколько дней назад.

С интересом ознакомился с текстом обращения в адрес президента Ильхама Алиева, в котором ставится под вопрос европейский вектор партнерства нашей страны. Чувства, которые побудили авторов выступить с таким обращением мне понятны, но их аргументацию и выводы я разделить не могу. Тема эта обширная и поэтому выскажусь тезисно.

1. Саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе мероприятие важное, но его не стоит воспринимать как нечто переломное. Партнерство Азербайджана с Евросоюзом длится уже два десятилетия. Началось с весьма полезной для нас программы TACIS, в рамках которой ЕС оказал многомиллионную техническую помощь тогда, когда Азербайджан в ней более всего нуждался. Затем последовала так называемая программа европейского соседства ENP. Сейчас взаимоотношения предполагается поднять на более высокую ступень в рамках программы «Восточное партнерство», в которой помимо Азербайджана участвуют: Грузия, Армения, Молдова, Украина и Белоруссия. Отношения с Минском Брюссель по политическим причинам заморозил, но Белоруссию, тем не менее, из этой программы не исключили.

2. Азербайджан вовсе не форсирует свое участие в программе «Восточное партнерство». В отличие от Украины, Молдовы и Грузии мы не собираемся подписывать в Вильнюсе ни соглашение об Ассоциации, ни соглашение о свободной и всеобъемлющей торговле. Тому есть причины. В ситуации, когда Евросоюз не готов обеспечить нам должную политическую поддержку в решении важных внешнеполитических проблем, Баку не может позволить себе заключение соглашений, которые в глазах России и Ирана выглядит как вытеснение их из Южного Кавказа и превращение региона в сферу эксклюзивного влияния Евросоюза. Соглашение о свободной и всеобъемлющей торговле ничего нам сегодня не дает, так как 95 процентов экспорта Азербайджана состоит из нефти и нефтепродуктов, а в дальнейшем из газа. В продвижении этой продукции не нуждается в новых соглашениях. Поэтому Азербайджан не торопимся распахивать свой внутренний рынок, как это предполагается соглашением о свободной и всеобъемлющей торговле, так как наше сельское хозяйство, банковский и страховой сектор и некоторые другие отрасли пока что нуждаются в таможенной защите.

3. Нами с Евросоюзом подписаны важные соглашения в сфере энергетики, которые успешно реализуются к обоюдной выгоде. Их значение много весомей всех тех соглашений, которые намерены подписать с Брюсселем Грузия, Молдова и даже Украина. Также предполагается парафирование в ходе саммита в Вильнюсе соглашение об облегченном визовом режиме. Это снимет многие негативные моменты в вопросе виз, о которых говориться в обращении.

4. Авторы обращения ставят фундаментальный вопрос: «Может ли объединяющаяся Европа, сегодня испытывающая на себе бремя экономических и социальных проблем системного характера, предложить нашей республике эффективные пути дальнейшего политико-экономического развития?» Но разве ШОС или Евразийский Союз являются адекватной альтернативой? Напомню, что удельный вес ЕС во внешнеторговом обороте Азербайджана превышает 40,0 процентов. Доля инвестиций, вложенных за последнее десятилетие странами Евросоюза в экономику нашей страны в целом и в нефтегазовый сектор в частности, в общем объеме иностранных инвестиций составила 51,0 и 36,5 процента соответственно. Ведущие страны в ШОС – Россия и Китай имеют самостоятельные соглашения о партнерстве с Евросоюзом, так стоит ли нам демонстративно отворачиваться от Европы?

5. Критические замечания, раздающиеся из Брюсселя и европейских столиц по проблематике прав человека, демократии, а также нежелание в соответствии с международным правом занять принципиальную позицию в вопросе карабахского урегулирования предполагают углубление и интенсификацию диалога, а не отстраненность и отчужденность от наших европейских партнеров. Неужели кто-то думает, что в результате отказа от участия в программе «Восточное партнерство» Азербайджан перестанут критиковать? Тот кто предполагает это, пусть посмотрит на Белоруссию, власти которой не только жестко критикуют, но подвергают санкциям. Отказ от участия в программе «Восточное партнерство» просто оставит эту важную европейскую площадку для любых безответных действий со стороны наших недоброжелателей. Как депутат Милли Меджлиса, я вхожу в нашу делегацию в Парламентской Ассамблее «Восточного Партнерства» EuroNest. Благодаря этому имею возможность взглянуть на ситуацию изнутри и более предметно оценивать вовлеченность Азербайджанской Республики в интеграционные проекты с Евросоюзом. Так вот, никакого диктата Евросоюза внутри этой структуры не наблюдается. Проходят оживленные дискуссии, а в ряде случаев Азербайджану и поддержавших нас представителям других стран, удавалось проводить свои решения и формулировки.

6. Если весь критический контекст обращения сводится к тому, чтобы президент Азербайджана отказался от участия в Вильнюсском саммите, то возможно это доставит удовольствие Москве, но что от этого выиграет Азербайджан? Армяне, даже после того, как заявили о том, что вступят в Таможенный Союз и будут участвовать в проектируемой Россией Евразийский Союз, продолжают обивать пороги в Брюсселе, а ее президент Серж Саргсян объявил об участии в саммите в Вильнюсе, где его ждет весьма холодный прием. Лидер Белоруссии Александр Лукашенко вел переговоры, чтобы добиться приглашения в Вильнюс, но Брюссель согласился принять лишь главу МИД этой страны. Зачем в таком случае Азербайджану игнорировать саммит в Вильнюсе, в ходе которого можно и нужно вести дискуссии, что-то разъяснять, в чем-то давать отпор. Ведь международная политика это не место, где стороны обмениваются комплиментами и царит благостное согласие, а площадка, на которой все его участники преследуют и стремятся посредством компромиссов реализовать совпадающие интересы. Конечно же, президент Ильхам Алиев, прекрасно владеющий английским языком и знающий все тонкости международной политики, наилучшим образом представлял бы Азербайджан на саммите в Вильнюсе. Если же по определенным обстоятельствам это окажется не возможным, то хотя бы участие главы правительства – крайне важно.

7. Азербайджан – европейская страна. Поэтому отношения с Евросоюзом имеют для нас стратегическое значение, и их следует всемерно укреплять. Полагаю, что авторам обращения это также очевидно, как и мне. Если они своим обращением хотели инициировать дискуссию с тем, чтобы переосмыслить цели, формы, темпы европейской интеграции Азербайджана, то просил бы мои аргументы воспринять именно в таком контексте.

Расим Мусабеков Депутат Милли Меджлиса Азербайджанской Республики


Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА