Азербайджанские немцы: «Братское кладбище девяти народов» и «Немецкий парк» - РЕПОРТАЖ (часть IV)

  16 АВГУСТ 2017    Прочитано: 6970
Азербайджанские немцы: «Братское кладбище девяти народов» и «Немецкий парк» - РЕПОРТАЖ (часть IV)

Мурад Кохнегала
Шалала Гёйтюрк
Специально для Vzglyad.az
(Предыдущий репортаж читайте по ССЫЛКЕ)

На территории Гёйгёльского района есть два немецких кладбища – одно из них «гражданское», а на втором - «военном» - похоронены военнослужащие германской армии, попавшие в плен во время Второй мировой войны. Как и договорились, на этот раз Фикрет муаллим отведет нас на «военное» кладбище. Расположено он примерно в двух километрах от центра города, а потому мы и решили дойти до него пешком.

Вдоль широких улиц, по которым пролегает наш путь, выстроились стройные ряды чинар, что создает у нас необычное чувство комфорта. Ширина здешних улиц составляет 18-25 метров. И это при том, что улицы эти были заложены во времена, когда по ним еще не ездили автомобили, а передвигались на телегах.

Искусственная река, которая когда-то была сооружена для полива виноградных садов, до сих пор течет по низине города. От самого истока до устья эта рукотворная река защищена «панцирем» из каменной кладки.

- Когда-то по обеим сторонам улицы по небольшим арыкам под самыми чинарами текли воды из артезианской скважины, - говорит Фикрет муаллим. - Водой из этих арыков каждый поливал свой сад-огород, орошал улицы. Например, я сам ухаживаю за розами, которые посадил у стен своего дома. Я их поливаю эти кусты, обрезаю ветки, вскапываю. Все это я делаю ради красоты. Но иногда видишь, как какой-нибудь незнакомый прохожий подходит и срывает розы. Однажды я увидел, как одна женщина, рядом с которой был школьник, нарвала охапку цветов и соорудила огромный букет. Я ей сказал: «Ай ханым, так ведь нельзя, надо хотя бы разрешение спросить у хозяина». А она, вместо того, чтобы извиниться, лишь смерила меня презрительным взглядом. Когда здесь жили немцы, то у них было принято оставлять у дверей соседей даже случайно упавший с ветки их дерева фрукт. Конечно, я сажаю эти цветы ради красоты, чтобы ими любовались люди. Но, когда я вижу, как небрежно обращаются с этой красотой, у меня сердце болит. Ну, почему наши люди не могут понять таких простых вещей?!

«Братское кладбище девяти народов»

… Так за беседой и прошел наш путь: мы добрались до кладбища пленных. Фикрет муаллим снова достал из кармана увесистую связку ключей. В тот момент мне показалось, что в руках у Фикрет муаллима ключи от всех замков в этом городе.

На кладбище в ряд стояли три черных железных креста. На этом кладбище хоронили пленных, захваченных во время Второй мировой войны, среди которых были не только немцы, но и представители еще восьми народов: поляки, шведы, итальянцы, французы, венгры, чехи, словаки, австрийцы. Потому и называется это кладбище «братским кладбищем девяти народов».

- Какова площадь этого кладбища?

- Примерно около гектара. В 1996 году мы огородили его за счет средств одного из членов Общества мемуаристов. Этот человек ни имени своего не назвал, ни фамилии, и не представил нам никаких документов. Он просто встретился со мной, чтобы поговорить о реконструкции этого забытого кладбища, и дал мне лично большие по тем временам деньги – 70 «ширванов». И я на эти деньги выкупил у сельчан земли, которые они использовали как посевные площади, и обнес их оградой. На могилах как символ надгробия были сооружены кресты. Я посадил тут разные зеленые кустарники и фруктовые деревья. Для того, чтобы не было проблем с поливом, я на самом высоком месте кладбища установил подземный 6-метровый водяной бак вместимостью 30 кубометров. В ряд между могилами я посадил восемьдесят розовых кустов.

- А есть ли тут охранник?

- Есть одна пожилая женщина, она всегда приглядывает за могилами, не дает выпасать на кладбище скот. До того, как мы обнесли эту территорию оградой, местные жители и позабыли, что здесь было кладбище - они расчистили его от камней и насадили здесь огороды.

- Приходят ли сюда навещать могилы похороненных их родные?

- Приходят, конечно. У немцев есть такой девиз: «Ни один немец не будет забыт!». Приходящие сюда, в основном, встречаются со мной. В 2013 году один немец нашел тут могилу своего отца. После посещения кладбища, я почувствовал, что он хочет больше узнать о горькой судьбе своего отца, яснее представить его былую здешнюю жизнь. Потом этот немецкий гость выгравировал имя своего почившего отца на металлической пластине и попросил меня установить ее у входа на кладбище. Я позвал мастера и исполнил его просьбу…


«Немецкий парк»

Эта территория, известная в народе как «Немецкий парк», расположена в центре города, на бывшей Церковной улице, которая сейчас называется улицей Сабухи Гаджиева.

В 1883 году в Европе торжественно отмечался 400-летний юбилей великого религиозного деятеля, основателя лютеранского течения в христианстве Мартина Лютера. Лютеранство было религией, которую исповедовали жившие в Азербайджане швабские немцы из Виттенберга. В то время жившие в Еленендорфе немцы решили увековечить память Мартина Лютера, водрузив ему памятник. Таким образом, в 1883 году на огромной территории перед зданием церкви был разбит парк.

Мартин Лютер (1483-1546) был профессором Виттенбергского университета, идеологом реформации в Германии. Лютер был первым, кто выступил перед народом, разоблачая католическую церковь. Проповедник выступал против продажи индульгенций. Лютер говорил о том, что католическая церковь наносит огромный удар по христианству в целом. У Лютера стремительно росло число сторонников среди всех слоев населения. Папа Римский отдал приказ арестовать Лютера, но рыцари спрятали опального проповедника. Борьба, начало которой положил Лютер, выступив со своей знаменитой обличительной речью против католической церкви, все больше разгоралась, сотрясая церковные устои католичества. В истории движение, начатое Мартином Лютером, получило название реформации.

Лютер называл любые религиозные правила и догмы, не прописанные в Библии, фальшивыми. В своем трактате «О свободе христианина» он напрочь отрицал необходимость посредника в общении человека с Богом. Революционные идеи Лютера положили начало новому течению в христианстве – лютеранству.

В то время в странах, находившихся под влиянием царской России, «главенствовал» русский язык, а потому жившие на Южном Кавказе немцы не могли получать образование на своем родном языке. Но религиозные книги они читали исключительно на своем родном – немецком – языке. В этом смысле обучение религии помогало им сохранять знание родного языка. До строительства церкви все религиозные мероприятия немцы проводили у себя дома.

После завершения строительства храма елененедорфские немцы начали собираться в Церкви Святого Иоанна, что находится в центре города. Они посещали церковь в определенные дни недели, проводили в ней свои религиозные обряды, внимали проповедям священника, слушали органную музыку. Эта церковь, построенная на чужбине, стала маленьким очагом их единства.

Внутри парка, огороженного кованой сеткой, растут разные деревья, в основном чинары, ели и каштаны. По словам Фикрет муаалима, этот парк по площади своей территории и количеству зеленых насаждений можно сравнить с лесом. После ссылок 1941 года в Еленендорфе немцев осталось совсем мало. Некоторые из немецких жителей поселка, избежавшие сталинских репрессий, прятались от властей, скрывая свою национальность и сменив документы. Кроме того, репрессии не коснулись тех, у кого один из родителей был не немцем (последний немецкий житель Гёйгёля Виктор Клейн относился к их числу).

Этот зеленый парк перед церковью после переселения отсюда немцев несколько раз менялся. Примерно в 1960-е годы здесь была снесена ограда, деревья были вырублены, а сама территория парка была сокращена в несколько раз. В парке открылись чайхана, ресторан, клуб и несколько торговых объектов.

По словам Фикрет муаллима, во времена немцев в парк вели два входа, а с тех пор, как парк лишился своей ограды, он открыт со всех сторон. Когда-то в парке было построено четыре фонтана. Позже один из них, тот что был в правой части парка, был снесен, и это нарушило симметрию фонтанов. Но, тем не менее, оставшиеся три фонтана, сделанные из белого мрамора, хотя и не работают сейчас, не утратили своей былой красоты.

На другом конце парка установлен бюст Общенационального лидера Гейдара Алиева. В этой части парка (позади бюста) немцы когда-то соорудили грандиозный фонтанный комплекс. Вода в него подавалась из системы общего водоснабжения, которую тоже проложили немцы. Питьевую воду в город немцы подвели в 1903 году из леса - того, где находится село Кошкчу, что неподалеку от Гаджикенда.

…Вечереет. Мы гуляем по «Немецкому парку». Фикрет муаллим предложил нам перейти на другую сторону парка и спуститься по лестнице в еще один садик, который, кстати, тоже заложили немцы. Как рассказал нам наш спутник, в те времена, по выходным, когда наступал вечер, в парке и садике начинала звучать живая музыка: у входа в садик играли азербайджанские музыканты, а у главного входа в парк – немецкий оркестр.

Постепенно мы дошли до побережья реки Гянджачай. Фикрет муаллим, указав рукой на низовье реки, продолжил свой рассказ:

- Там внизу была мельница, построенная братьями Форер. На мельнице производили муку трех сортов и другие мукомольные изделия. Продукция, производившаяся на мельнице, продавалась в основном в Гяндже.

В верховье реки, вблизи сводчатого моста в 1911 году под руководством Макса Фрикина была построена вторая в Азербайджане гидроэлектростанция. Фрикин стал жертвой репрессий: его расстреляли в 30-е годы. Эта ГЭС работала вплоть до 1960 года, до самого открытия Мингечевирской ГЭС. Наш город получал электроснабжение отсюда. Но теперь, как вы видите, ни от мельницы, ни от ГЭС не осталось и следа: вся та часть побережья заросла чертополохом.

(Продолжение следует)

Перевод: Гюльнара Зейналова

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Азербайджанские-немцы   Еленендорф   Гёйгёль   Форер   кладбище   ГЭС   Гянджачай  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА