Ученые пересмотрели прежние представления о работе памяти

09 АПРЕЛЬ 2017    Прочитано: 2587
Ученые пересмотрели прежние представления о работе памяти

Группа американских и японских ученых совершила открытие, которое поразило и восхитило их самих, пишет BBC.

Они обнаружили, что мозг "удваивает" каждое воспоминание, записывая любые пережитые нами события дважды.

Одна запись - для немедленного, сиюминутного использования, а другая - на всю жизнь.

Раньше считалось, что процесс начинается с формирования воспоминания в кратковременной памяти, а потом оно постепенно переходит в долговременную.

По словам ученых, это открытие было неожиданным, но вместе с тем - прекрасным и убедительным.

В запоминании пережитого нами опыта активно участвуют две области мозга.

Гиппокамп - это хранилище кратковременной памяти, а кора головного мозга служит для долгосрочного хранения.

Эта идея приобрела популярность в пятидесятых годах прошлого века после случая с Генри Молайсоном.

Во время операции по поводу мучивших его эпилептических припадков у него был повержеден гиппокамп. После этого Генри утратил способность запоминать любую новую информацию, однако сохранил память обо всём, что происходило до операции.

После этого в ученом мире утвердилось представление о том, что память о событиях формируется в гиппокампе, а потом перемещается в кору головного мозга, где она и хранится в дальнейшем.

Однако исследователи из центра по изучению генетики нейронных цепей Riken-MIT плставили совершенно изумительный опыт, наглядно продемонстрировавший, что это не так.

Эксперименты проводились на мышах, но предполагается, что их результаты применимы и к людям.

Ученые изучали, как определенные воспоминания формируются в виде кластера взаимосвязанных клеток мозга в качестве реакции на пережитый шок.

Затем они с помощью луча света, направленного на мозг, добивались контроля над деятельностью отдельных нейронов, что позволяло им в буквальном смысле "включать" и "выключать" воспоминания.

Согласно выводам, опубликованным в журнале Science, формирование воспоминаний происходило одновременно в гиппокампе и в коре головного мозга.

Профессор Шушуму Тонегама, директор исследовательского центра, в интервью Би-би-си признает, что результаты экспериментов удивили ученых.

"Это идет вразрез с популярной гипотезой, которой руководствовались на протяжении десятилетий. Это серьезный прорыв", - говорит ученый.

Мыши, судя по всему, не использовали долговременную память в коре мозга в первые дни после формирования воспоминаний.

Они забывали об испытанном ими шоке после того, как "выключали" кратковременную память в гиппокампе.

Однако затем ученые смогли заставить мышей вспомнить об этом событии, когда "вручную" включали долговременную память (то есть отпечаток о шоке там однозначно присутствовал).

"В первые дни после формирования воспоминание находится в своего рода зачаточном или "безмолвном" состоянии", - объясняет профессор Тонегава.

Ученые также продемонстрировали, что долговременная память так никогда и не "вызревает", если связь между гиппокампом и корой головного мозга оказывается заблокирована.

Таким образом, между двумя этими участками мозга все же существует определенная взимосвязь, и со временем кора головного мозга берет на себя все более важную роль в хранении какого-либо воспоминания.

"Это всего лишь только одно исследование, но я думаю, что его авторы серьезно подкрепили свои выводы, - говорит доктор Эми Милтон, изучающая вопросы памяти в Кембриджском университете, о работе своих коллег. - Они звучат убедительно, и я полагаю, что это даст нам ключ к пониманию того, как работает память и у людей".

На данный момент это всего лишь крупица фундаментальной науки, которая пытается объяснить, как устроено и работает наше тело.

По словам профессора Тонегавы, нынешние исследования могут пролить свет на то, что происходит во время заболеваний, связанных с потерей памяти, например, деменции.

Так, во время предыдущих исследований было установлено, что мыши, страдающие болезнью Альцгеймера, по-прежнему формируют воспоминания, но не способны извлечь их из памяти.

"Понимание того, как происходят эти процессы, способно помочь пациентам с умственными расстройствами", - говорит профессор Тонегава.