«Армяне заварили азербайджанских детишек из детдома в трубу…» - ИНТЕРВЬЮ – ВИДЕО

  04 АПРЕЛЬ 2017    Прочитано: 31923
«Армяне заварили азербайджанских детишек из детдома в трубу…» - ИНТЕРВЬЮ – ВИДЕО

Часть вторая

Юсиф Хыдыр оглу Газиев родился в 1934 году в Западном Азербайджане – в селе Арчут Гаракильсяского (Гугаркского) района. В 1949 году он окончил неполную среднюю школу, в 1953 году стал выпускником педагогической школы в городе Марнеули (Сарван) Грузинской ССР, а в 1957 году окончил Азербайджанский университет языков. В 1971-1975 гг. Ю.Газиев был диссертантом Азербайджанского научно-исследовательского института педагогических наук. Ю.Газиев является доктором философии по педагогике, лауреатом звания «Заслуженный учитель Азербайджанской Республики». Он в совершенстве владеет русским и немецким языками.


Юсиф Газиев – один из живых свидетелей геноцида против азербайджанцев, который был учинен армянами в ноябре 1988 года в Гугаркском районе Армении. Он является автором нескольких книг, рассказывающих об этой трагедии.

(С первой частью интервью можно ознакомиться ЗДЕСЬ)

- В то время я работал учителем в сельской школе в Арчуте. Во время осады нашего села никто в домах по ночам не спал. Жители разводили костры на пригорках и холмах, в лесах, и грелись у этих костров, чтобы в случае нападения армян успеть спастись бегством. В то время «чернобородые» устроили погром и в нашей школе и забрали с собой имевшееся в ней учебное оружие.

Затем, когда 16 января 1988 года меня арестовали, армяне сказали мне: «Это ты отдал это оружие отряду самообороны села». На что я с улыбкой на лице ответил, что из этого оружия не постреляешь. Армяне настаивали, сказав, что из этого оружия можно стрелять, если заткнуть бумагой имеющиеся в нем отверстия. В то время тюрьма была разрушена, меня держали в вагоне. Там был один сотрудник милиции по имени Варод. Он был уроженцем села Байан Шамкирского района, приехал в наш район и устроился в милицию. На ночь его приставили ко мне для охраны. Когда-то я сильно уважал его.



Однажды я услышал, как армяне говорили: «Давай заставим его, пусть скажет, кто в Арчуте прячет оружие, затем схватим и арестуем их, привезем журналиста из центрального телевидения, проведем съемку и представим все так, будто виновниками убийств в Вартанлы были люди из этого вооруженного отряда». Я тогда подумал, как же я смогу дать заведомо ложные показания, сказав, что у кого-то есть оружие?! Оружия у нас не было. У нас были вилы и лопаты, чтобы обороняться, когда нападут армяне. Они поговорили с представителями органов безопасности в Ереване и рассказали им, что замышляют такое дело, для того, чтобы указать на «виновных» в убийствах в Вартанлы. Из Еревана им сказали: «Завтра мы приедем, не допрашивайте его».

Тот самый милиционер по имени Варод отвел меня в общежитие воинской части, что располагалось у кромки леса. В два часа ночи, когда милиционер уснул, я убежал по лесной тропинке в наше село, а оттуда – в Азербайджан.

Армяне отдали приказ найти и схватить меня. Чтобы выяснить, куда я бежал, допросили моих односельчан. Словно и в самом деле, это я организовал вооруженный отряд, словно это я раздал оружие из школы силам самообороны села, и словно это стало причиной массовых убийств в Вартанлы. Бойня в Вартанлы была в чем-то схожа с Ходжалинским геноцидом – все жители села, способные самостоятельно передвигаться, бежали холодной, морозной ночью по снегу. Некоторые застревали в сугробах. Их в тяжелом состоянии размещали по больницам в Газахе. Немало было тех, кто скончался уже в больнице. Среди погибших были и женщины.

И сумгаитские события, и то, что нам (азербайджанцам – ред.) пришлось пережить в Армении – все это было организовано под руководством Горбачева и Кремля. А целью был передел азербайджанских земель с тем, чтобы отдать Карабах армянам. Поскольку в то время правил советский режим, Азербайджан не мог потребовать, чтобы виновные в массовых убийствах были арестованы. И никого не арестовали. Одно село было полностью разграблено. В нашем селе пропали 500 овец и вместе с ними чабан (пастух – ред.). Этот чабан был Ахмед – мой двоюродный брат. Армяне присвоили себе все имущество в 170 азербайджанских селах.

В своей книге о сумгаитских событиях я также отмечал, что армяне говорили нам: «Одно дело намечается …». А спустя два дня произошли сумгаитские погромы. Армяне заранее знали, что в Сумгаите будут погромы и что вину за них свалят на азербайджанцев. А мы думали, что когда они говорили нам, что «через два дня все наладится», они имели в виду, что улучшится, наконец, ситуация в наших селах.



В то время в Ленинакане (Гюмри) был детский дом. Туда поступали дети-сироты из 16 районов. Среди воспитанников детдома были 70 азербайджанских ребятишек. Из них армяне выбрали 25 подростков 14-15 лет и увезли с собой. Это рассказывали сами армяне. До сих пор неизвестно, куда увезли этих ребят.

Остальных детишек посадили в автобус и сказали, что отвезут их в Газах, где сдадут Азербайджану. Среди этих детишек был один ребенок из нашего села – его родители развелись, и тогда мать с годовалым ребёнком на руках вернулась в отцовский дом, но ее отец отказался принимать ее ребенка, и потому малыша сдали в Гюмринский детский дом.

В то время между Турцией и СССР должен был прокладываться газопровод. Туда свезли трубы огромного диаметра. Армяне набили эти трубы нашими детишками, заварили их с обоих концов и затем разожгли под ними огонь.

В скором времени в Армении произошло разрушительное землетрясение. В то время команда югославских спасателей летела самолетом через Турцию в Гюмри. Этот самолет подбили, семь спасателей погибли. Также был подбит самолет с азербайджанскими спасателями.

Срели прочих в Армению прибыла команда французских спасателей. Они привезли с собой специально обученных поисковых собак, которые находили уцелевших и погибших людей под завалами. Так вот, когда шли поиски людей и трупов, оставшихся под завалами, эти собаки начали подавать сигнал, указывая на сваренную трубу. Когда трубу вскрыли, в ней обнаружили многочисленные детские останки. Армяне всегда считали турок (армяне называют турками и азербайджанцев – ред.) своими врагами, потому так безжалостно они расправились с детьми турок. Это армянская политика геноцида.

Семнадцать азербайджанских могил, расположенных у трассы, ведущей в село Вартанлы – молчаливые свидетели всех этих зверских убийств, совершенных армянами



Хафиз АХМЕДОВ
Фото: Эльвин АБДУЛЛА
Видеомонтаж: Ахмед ХАЛИЛОВ/Бахтияр МАМЕДОВ
Перевод: Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА