Geostrategic Pulse: кто и как грабит оккупированный Арменией Карабах

  31 МАРТ 2017    Прочитано: 3395
Geostrategic Pulse: кто и как грабит оккупированный Арменией Карабах

Пока новая холодная война набирает обороты, мировое сообщество постепенно забывает другие насущные проблемы, такие, как права человека, право на труд, человеческое достоинство и уважение. Разумеется, национальные и международные корпорации играют важную роль, когда речь идет о соблюдении социальных и трудовых прав. Даже в базирующейся в Женеве организации, занимающейся мировыми стандартами МОТ (Международная организация труда), корпорации имеют сильное право голоса.

Какова степень усердия, развернутая корпорациями сегодня? Соответствует ли корпоративный мир законам и стандартам делового поведения, прозрачности деловых операций? И что важно — соблюдает ли частный сектор нормы международного гуманитарного права, особенно в ситуациях вооруженных конфликтов и так называемых "забытых" конфликтов? Местах, где открытые боевые действия прекратились, но на самом деле никогда и не наступал мир.

Соответствует ли корпоративный мир ряду важных международных стандартов, таких, как Руководящие принципы ООН в области бизнеса и прав человека или Руководящие принципы ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) для многонациональных корпораций? Можем ли мы утверждать, что в некоторых случаях частные юридические лица играют решающую роль в финансировании, содействии и продвижении постоянных изменений в экономическом, демографическом и культурном характере оккупированных территорий? И если так, то служит ли она, скажем, двойной цели получения корпоративной прибыли и продления оккупации на данной территории?

Чтобы понять серьезность этой проблемы, давайте возьмем, к примеру, ситуацию на Кавказе — типичный случай "забытого" конфликта, когда война прекратилась, но мир еще не наступил.

Армянские, а также иностранные компании, в основном находящиеся под контролем диаспоры, такие, как Ливанский "АрцахРутсИнвестмент", Американский "Фонд Туфенкяна", "Всеармянский благотворительный союз/ AGBU", "Фонд семьи черчиан" и другие, играют решающую роль в поддержке продолжения оккупации этих территорий, а также способствуют изменению демографии и культурного характера оккупированных территорий.

За прошедшие годы организованное размещение армянских поселенцев из Армении и других стран на оккупированных территориях (через, например, всеармянский фонд "Айастан"), в том числе в районах, прилегающих к Нагорному Карабаху, в частности на территориях Лачинского, Кяльбаджарского, Губадлинского, Зангиланского и Джабраильского районов, продолжалось ускоренными темпами.

Подпольная Армянская революционная федерация (АРФ), используя эпическую человеческую трагедию в Сирии, обманывает сирийских армян обещанием лучшей жизни и отправляет их из Камышли и Алеппо на Кавказ, на оккупированные территории (например, в Зянгилан, Губадлы и Лачин). Это почти копия массового манипулирования знаменитым призывом из Загреба к боснийским хорватам для поселения их на бывших сербских и этнически "очищенных" территориях Хорватии. Это, конечно, прямое преступное вмешательство во внутренние дела двух суверенных государств.

Армения, непосредственно или через свои корпоративные полномочия, продолжает изменять энергетические, сельскохозяйственные, социальные, жилищные и транспортные инфраструктуры на оккупированных территориях. Это, конечно, включает строительство ирригационных сетей, водоканалов, дорог, энергетических сетей и других жизненно важных экономических и социальных объектов. Оглашенные на различных форумах международные доклады неоднократно подтверждали, что имущество вынужденных переселенцев было присвоено. Например, пустые дома азербайджанских вынужденных переселенцев часто демонтируются и используются в качестве строительных материалов для постройки новых домов для армянских переселенцев.

Армения осуществляет всеобъемлющий контроль над всей экономической и торговой системой на оккупированных территориях, включая входящие и исходящие торговые потоки и экономические ресурсы. Подразумеваемое присутствие международных компаний весьма интересно: существуют сотни различных типов американских машин "Caterpillar", тракторов и оборудования американских фирм "JohnDeere" и немецких "Deutz-Fahr", южнокорейских грузовиков "Hyundai", белорусских сельскохозяйственных тракторов модели "MT3-82,3", а также другой техники, используемой для нелегальной добычи, сельского хозяйства, расширения поселений и строительства вспомогательной инфраструктуры. Истинный собственник большинства этих компаний остается неясным, как это часто бывает, и зарегистрирован оффшорной юрисдикцией на Кипре, в Лихтенштейне и т. д.

Зачастую их финансирование направляется через филиалы армянских банков, действующих на оккупированных территориях и осуществляющих международные финансовые операции через посреднические банки в России, ЕС и других странах. Многие зарубежные розничные торговцы из США и стран ЕС (в частности, из Франции, Болгарии, Венгрии, Бельгии, Германии, Чехии, Нидерландов), а также из Австралии и ОАЭ завершили свои поставки по контракту армянским компаниям. Это, конечно, делает их соучастниками Армении в оккупации территорий, истощении ресурсов, расширении незаконных поселений, а также нарушении основных прав вынужденных переселенцев.

Неудивительно, что высокопоставленные должностные лица Армении, в том числе президент Саргсян, бывший премьер-министр Абрамян и другие министры регулярно посещали оккупированные территории и осматривали производственные мощности. Чтобы маскировать нелегальный характер производства, армянские компании, занимающиеся экспортом сельскохозяйственной и ликёро-водочной продукции (например, "степанакертский коньячный завод" и ЗАО "арцах фрут"), обычно неправильно маркируют продукцию, полностью или частично произведенную или упакованную на оккупированных территориях, как произведенную в Армении и таким образом вводят в заблуждение правительства других государств, международных торговцев и потребителей.

Сельскохозяйственные угодья на оккупированных территориях вдоль реки Араз (Зянгиланский и Джабраильский районы включительно) были незаконно присвоены и широко эксплуатируются Арменией. Это создает напряжение для естественных потоков воды (потребление, орошение и незаконное производство электроэнергии) и ведет к обеднению почвы (чрезмерное использование пахотных земель и монокультурного земледелия), что, в свою очередь, меняет микроклимат и ставит под угрозу флору и фауну.

Ранее демонтаж инфраструктуры (метал, трубы, кирпич и другие строительные материалы) руин снесенных азербайджанских домов и общественных зданий проводился реже. Однако рассматриваемые в настоящее время случаи показывают, что этот процесс становится более организованной системой грабежа с явным иностранным участием.

Добыча драгоценных минералов и металлов является основной деятельностью на оккупированных территориях. Например: подземный медно-золотой рудник Гызылбулаг (стопроцентная дочерняя компания ЗАО "VallexGroup", зарегистрированного в Лихтенштейне) приведен к почти полному истощению. То же самое относится к открытой медной и молибденовой шахте Демирли. Как сообщается, в 2014 году ЗАО "GoldStar" начало добычу золота вблизи села Вейнали (Зянгиланский район). С 2007 года "GPM Gold", дочернее предприятие российского "GeoProMiningLtd.", добывает руду на золотом руднике Союдлу в оккупированном Кяльбаджаре.

Существует незаконный оборот природных ресурсов через оккупированный участок на государственной границе между Азербайджаном и Арменией, который контролируется вооруженными силами РА, где построена магистраль Варденис-Агдере. Правительство Армении через свое министерство энергетики контролирует транспортировку рудного концентрата из Гызылбулага напрямую в Армению, где оно далее перерабатывается в золотосодержащую медь и экспортируется на международные рынки (главным образом, в Европу). Армения также добывает уголь с шахты близ деревни Чардаглы в оккупированной части Тертерского района для снабжения электростанции в Ереване.

Существует четкая взаимосвязь между бизнесом и политическим статус-кво. Следовательно, можно с уверенностью заключить, что Армения и международный "теневой бизнес" заинтересованы в продолжении оккупации и эксплуатации минеральных, сельскохозяйственных, водных ресурсов и других богатств оккупированных территорий. Демографическое проектирование является здесь ключевым и, конечно же, осуществляется путем нарушения основополагающих прав человека и норм гуманитарного права, в том числе прав внутренних переселенцев.

В заключение отметим, что подпольная переброска населения в сочетании с незаконной экономической деятельностью на оккупированных территориях порождает пресловутые "кровавые алмазы": социально-политический статус-кво, демографические изменения и расширение вооруженного конфликта.

Есть ли что-то большее, чем эта проблема, столь тяжелая для местного населения?

Конечно, есть. Наше молчание об этом!

Александра Крстич,
Журнал " Geostrategic Pulse" (Румыния)

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА