Российский политолог Алексей Власов: Экономика Армении во многом зависит от того, как Ереван строит отношения с Москвой

  16 СЕНТЯБРЯ 2013    Прочитано: 3996
 Российский политолог Алексей Власов: Экономика Армении во многом зависит от того, как Ереван строит отношения с Москвой

О нынешнем состоянии и перспективах азербайджано-российских отношений, ситуации на Ближнем Востоке, и Южном Кавказе рассказал в интервью известный российский политолог, исполнительный директор Политологического Центра «Север-Юг» Алексей Власов.

Алексей Викторович, недавно Президент России Владимир Путин посетил Баку, где встретился с Президентом Азербайджана, а затем в Москве принял главу Армении. С чем связана такая активизация России в южно -кавказском направлении? Можно ли ожидать в регионев ближайшем будущем какие- либо перемены?

Я не думаю, что регион стоит на пороге больших перемен.Резкая активизация русской дипломатии на южно- кавказском направлении во многом является рефлексией из-за подготовкик Вильнюсскому саммиту, на котором страны «Восточного партнерства»будут определять контуры своих дальнейших отношений с ЕС. Ожидания, что Армения парафирует договор Соглашений об ассоциации и о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговле сЕС, на фоне определенных проблеми противоречий с Украиной,это выглядело бы так, что дваближайших партнера России поворачиваются в сторону Брюсселя. Это означало бы,что влияние России во всем регионе постсоветского пространства падает.

Естественно наша дипломатия мобилизовала все возможные силы для того, чтобы остановить этот процесс, сформировать некую альтернативную модель, в рамках которого Армении можно было бы продемонстрировать, что нетолько Европа, но и Россия имеет глубокое влияние на политические элиты южно-кавказских государств.Основная интрига оставалась относительно позиции Армении и Украины, и вот Армения решила свой ход, заявив о вхождении в Таможенный союз. Армения превращается в объект, где идет игра между Брюсселем и Москвой. В этом контексте встречу Владимира Путина с Ильхамом Алиевым можно рассматривать, с одной стороны как некий инструмент психологического давления на Ереван. Ну и, конечно же,эта встреча в большей степени была обусловлена реализациейновых проектов, прежде всего в энергетической сфере, которая является в двухсторонних отношениях России и Азербайджана главной доминирующей темой.

Заявление Саргсяна о желании вхождении в Томоженный союз открывает поле для серьезных обсуждений. Я не увидел в нем однозначного решения двигаться в сторону Томоженого союза. То есть, он оставляет «калитку» для Европы открытой, с другой стороны представители Литвы и Швеции стразу же отреагировали на этот шаг Армении, заявив, что тем самым закрывается возможность для расширения сотрудничества с ЕС. Сложность положения Саргсяна заключается еще в том, что часть армянской политической элиты настроенопрозападно.

Саргсян пытается лавировать между разными группами влияния в своем окружении. Видимо, здесь он взял на себя политическую ответственность. Вопросы безопасности в данный момент перед Саргсяном стояли гораздо более острее, чем экономический вопрос сотрудничествас ЕС. Но это не значит, что ничего не изменится в течении 2-3 месяцев. Я думаю, что Армения продолжит свою политику диверсификации рисков и будет стараться сгладить это несостоявшееся углубление диалога с ЕС.

Как Россия дальше будет строить отношения с южно - кавказскими республиками?

Я прогнозирую, что ближайшее года 2-3 структура будет такова: медленное и нелинейное сближение с Азербайджаном и неизбежное охлаждение отношений с Арменией.ЕвроориентацияАрмении все ровно останется неизменной, а заявления о вступлении в Таможенный союз, едва ли может изменить вектор ориентиров, который сейчас существует в Ереване.

До поездки Саргсаняв Москву,Ереван на официальном уровне неоднократно заявлял, что евроинтеграциястраны неизбежна. С чем было связано такой резкий скачок в сторону Москвы?

Я не думаю, что Россия каким -то образом линейно давила на Армению. В этом и нет необходимости. Ведь все понимают, что экономика Армении во многом зависит от того, как она строит отношения с Москвой. Возможно, это решение вызвано внутренними причинами в армянской политической элите. Усиление позиций евроинтеграторов беспокоит самого Саргсяна.

А последние пол года шел явный перекос в сторону сближения с Брюсселем,что можно было отчетливо заметить и в информационных сводках, и в заявлениях политиков, которые выступали за евроинтеграцию. Это нарушало баланс интересов. И выпрямить это глава Армении решилгромко заявив о желании вступлениив Томоженный союз.

При этом прочитав его речь, становиться понятно, что политика евроинтеграцииАрмении продолжиться. Я бы сказал, что произошла «украинизация»армянской политики. Тоесть Саргсян, как год назад Виктор Янукович старается «усесть на двух стульях», заявляя Европе один вариант сотрудничества, и доказывая обратное Москве.

Как бы вы прокомментировали визит Путина в Баку? Какие основные моменты встречи в формате двухсторонних отношений можно было бы определить по итогам визита?

Меня порадовало то внимания, которое было уделено гуманитарной составляющей.Мне кажется, сотрудничество в этом направлении стало сильно проседать.Коммуникации между обществами заметно снизились. Новое поколение в Азербайджане не очень- тонаходитсяв поле влияния русской культуры и русского языка.

Для меня очень важно, что Путин обратил внимания в разговоре с Ильхамом Алиевым, - с человеком, который сам превосходно знает русский язык, и к тому же глубоко понимающий русскую культуру, на то, что в этом направлении необходимо, в первую очередь России еще больше расширить сотрудничество.

В энергетической сфере ситуация очень динамично меняется. Особенно если начнутся широкомасштабные военные действия против Сирии, то неизвестно как будут обстоять дела с маршрутами. Я пока не спешил бы делать какие – либо выводы по этому поводу.

Третий аспект это сам факт встречи. До встречи было очень много предвыборной спекуляции.Мне кажется, теперь все ясно.

Как Вы думаете, может ли Россия связать какие-либо задачи с Азербайджаном в своей ближневосточной политике?

Мне кажется, что В. Путин при встрече хотел донести И. Алиеву мысль, что ту линию которую использует Обама, или, те которые за ним стоят, она направлена на «вскрытие» региона Южного Кавказа и Центральной Азии. Это означает открыть внерегиональным игрокам более широкий доступ к региональным ресурсам. В Центральной Азии это делается через Афганистан, а на Ближнем Востоке стараются реализовать посредством участия в сирийском конфликте, а потом настанет черед Ирана. Для Азербайджана это может стать серьезной проблемой. Поэтому встреча В. Путина с И. Алиевым стала хорошей возможностью«сверить часы» и понять из какой стратегии в дальнейшем нужно будет исходить.

Скажется ли еще большее сближение Баку и Москвы на позиции России по Карабахскому урегулированию?

Тема Карабаха заморожена до такого состояния, что сейчас определенныхсдвигов ждать не стоит. Я думаю, что у Путина пока нет принципиально новых предложений по урегулированию, как их нет и у Вашингтона и Брюсселя. Я прогнозирую, что в течении ближайшего года будет попытка сохранитьситуацию в том состоянии, в котором она находится, а дальше все будет зависеть от геополитической обстановки в мире, и в регионе.

СМИ сегодня во многом играют определяющую роль как в двухсторонних отношениях, так и в имиджевом позиционировании и Азербайджана и России. Как обстоят дела между нашими странами в информационном поле?

На самом деле в Азербайджане намного больше пишут о России, чем в нашей стране об Азербайджане.Претензии к тому, что очень много желтых материалов стало появлятьсяв СМИ обеих стран. Некоторые журналисты
в России,чаще всего неточно интерпретируют позицию Азербайджана по отношению к ЕС и Вашингтону, убежденно считая, что Азербайджан прозападный игрок, и России рассчитыватьна него не стоит. Это спекулятивные рассуждения. Поэтому, наверное, аналитикам и журналистам надо бы добавитьпрофессионализма. Недавно была создана Школа молодых политологов стран Центральной Азии, который станет платформой для постоянных коммуникаций между экспертами. Такой же формат общения будет создан в январе для южно- кавказских республик, куда будут приглашены помимо молодых политологов, и журналисты пишущие на политическую тему. Пока будем начинать с Грузии и Азербайджана.

Как вы считаете, что сегодня не хватает для более углублённого сотрудничества между Россией и Азербайджаном?

Не хватает эффективных гражданских коммуникаций. Процесс общения идет на уровне межэлитного общения.Несмотря на то,что азербайджанская диаспора одна из многочисленных в России, она все еще не стала тем коммуникатором, по которому можно было бы строить наши отношения в образовательной сфере,в молодежных контактах, в сфере общения молодых профессионалов.Здесь мы явно не дорабатываем. Иногда в России судят превратно об Азербайджане, толькоиз-за того, что не достаточно его знают. А как можно узнать страну, если не выстраивается целая цепочка контактов.Много делается в имиджевом плане - это и Евровидение, и памятные даты и мероприятияпроводимые по линии АМОР и Фонда Гейдара, которые делают очень много для популяризации культуры и истории Азербайджана. Но помимо трагических историй, и памятных дат, есть современность Азербайджана, которую нужно доносить до широкой общественности.К сожалению, мы пока не нашли тот формат общения,с которым можно было бы заинтересоватьпростых граждан России

Орхан ЙОЛЧУЕВ
Москва

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА