Биологи выяснили, как защитить раковых больных от бесплодия

13 ФЕВРАЛЬ 2017    Прочитано: 2314
Биологи выяснили, как защитить раковых больных от бесплодия

Американские биологи случайно обнаружили, что лекарство-стимулятор иммунной системы защищает будущие сперматозоиды от смерти при использовании химиотерапии во время лечения рака, говорится в статье, опубликованной в журнале Reproductive Biology and Endocrinology.

"В наших экспериментах мы использовали молекулы G-CSF для защиты организма от инфекций. Оказалось, что это же лекарство так же неожиданным образом защищало самцов от развития бесплодия", — заявил Брайан Германн (Brian Hermann) из университета Техаса в Сан-Антонио (США).

Химиотерапия и радиотерапия рака часто приводит к развитию бесплодия у мужчин, так как молекулы лекарства или ионизирующее излучение убивает не только активно делящиеся раковые клетки, но и стволовые клетки в семенниках мужчин, которые превращаются в "заготовки" сперматозоидов, а затем – в сами половые клетки. По этой причине медики обычно предлагают мужчинам не рисковать и заморозить образцы генетического материала до того, как начнется их лечение.

Германн и его коллеги практически совершенно случайно открыли, как этого можно избежать, наблюдая за тем, что происходило в организме мышей перед и после химиотерапии. Все это ученые проводили перед, как им казалось, "главным экспериментом", в рамках которого они хотели попробовать использовать стволовые клетки для восстановления фертильности у бесплодных мышей.

Как объясняют ученые, во время химиотерапии фактически всем пациентам назначают один стандартный препарат – колониестимулирующий фактор гранулоцитов, или G-CSF, особый гормон, способствующий росту определенных стволовых клеток в костном мозге человека и других млекопитающих. Дело в том, что химиотерапия убивает не только рак и половые клетки, но и гранулоциты и прочие компоненты иммунной системы, в результате чего иммунитет человека после химиотерапии ослабевает.

Наблюдая за жизнью таких мышей на протяжении примерно пяти месяцев, биологи с удивлением обнаружили, что те особи, которые принимали большие количества G-CSF после химиотерапии, постепенно восстановили способность зачинать детей, и число половых клеток в их семенниках начало расти, достигнув примерно 10% от дооперационных значений.

Подобное открытие, как рассказывают ученые, может дать новую надежду для самых юных раковых больных, у которых просто нет возможности получить образцы спермы для хранения, так как их половые клетки еще не начали делиться, и увеличивает шансы на продление рода для взрослых мужчин, страдающих от рака. Более того, G-CSF давно одобрен для использования и широко применяется в медицине, и в ближайшее время Германн планирует проверить, есть ли различия в частоте развития бесплодия у мужчин, принимавших или не принимавших его.

Что еще интереснее, данное вещество, как показали дальнейшие опыты ученых, способствует росту числа сперматозоидов и делению их "заготовок" даже в организме здоровых мышей. Соответственно, G-CSF можно использовать для борьбы с бесплодием и низкой фертильностью у всех мужчин, а не только раковых больных.