Томас Мелиа - персона нон грата

  10 СЕНТЯБРЯ 2013    Прочитано: 1454
Томас Мелиа - персона нон грата

Как гром посреди пасмурного бакинского предвыборного политического небосклона, прозвучала информация, распространенная азербайджанской службой радиостанции «Свобода» со ссылкой на посольство США, об отмене визита в Азербайджан высокопоставленной американской делегации. Причина, из-за которой отложили визит, как сообщило радио, весьма банальна – американскую делегацию пожелали принять в Баку сразу же после президентских выборов.

Экспертное сообщество бросило свой взор в сторону заместителя помощника заместителя госсекретаря США Томаса Мелиа, который в оппозиционных азербайджанских СМИ незаслуженно прослыл заместителем Джона Керри. Именно его предстоящий визит в Баку был широко анонсирован всеми азербайджанскими СМИ. В его лице Госдеп и собирался ознакомиться с предвыборной ситуацией.

Но что же произошло в самый последний момент? Ведь Томас Мелиа за все время своего долгосрочного пребывания на высокопоставленном посту в Госдепе часто наведывался в Азербайджан, встречался как с властью, так и с оппозиционерами, активно комментировал ситуацию, давая свои оценки и предложения всем участникам политического процесса.

Отмена долгожданного визита влиятельной американской делегации вызвала непонимание и в оппозиционной среде, поскольку противники действующей власти связывали определенные надежды с визитом Т.Мелиа в Баку – он один из наиболее радикально настроенных в отношении алиевской администрации чиновников Госдепа. И он этого не скрывает; можно вспомнить неистовый поступок высокопоставленного американца - скандальное интервью агентству Туран во время его последнего визита в Баку, когда сразу же после встречи с И.Алиевым, которого одаривал панегириками, опосля, встретившись с журналистами – расценил третье выдвижение президента как некую красную черту. Дескать, И.Алиев переходит все границы! Буквально на следующее утро ультимативное заявление Т.Мелиа вызвало дипломатический скандал – посольству США пришлось долго исправлять оплошность (а может, и нет?!) чиновника, дезавуируя и вычеркивая скандальную фразу из всех текстов на всех сайтах, передавших ультимативный тон представителя Госдепа. Дипломатический талант, ничего не скажешь, ведь Т.Мелиа приезжал в Баку, в первую очередь, для решения проблем вокруг местного представительства Института Национальной Демократии. И сразу же после этого допустить подобный ляп означало вызвать удар не только на себя, но и поставить под угрозу стратегическое партнерство между союзниками. Однако вопрос не только в этой оплошности, тем более, что сотрудники посольства с грехом пополам еле вырулили ситуацию. Но осадок-то остался!



Посольство США заложило традицию, которая отвечает духу американской внешней политики в странах «проблемной демократии» - во время визита высокопоставленных представителей администрации президента, они, как правило, проводят встречи как с властями, так и с представителями оппозиции и гражданского сектора. Уже выработался формат таких встреч, на которых участвуют основные лидеры оппозиционных партий. А как известно, большинство азербайджанских оппозиционеров работают на два фронта – они как бы служат демократии, но при этом тесно сотрудничают с властью и спецслужбами. И после каждой встречи полная стенограмма и отчеты с этих встреч сразу же ложатся на стол политическому руководству страны. Некоторые представители оппозиции, анализируя причины отмены визита Т.Мелиа в Баку из-за нежелания правительства И.Алиева обсуждать блок политических проблем накануне выборов, связывают этот провал с информацией, которая поступала администрации Алиева после встреч с оппозиционерами в посольстве США. Правительству Алиева удалось создать эффективную агентурную сеть в ведущих оппозиционных партиях, которые и сливают информацию о жесткой риторике Томаса Мелиа на встречах с оппозиционерами.

Что после этого прикажете делать господину И.Алиеву? Т.Мелиа на встрече с ним говорит одно, а в посольстве США – совершенно обратное. И это происходит через несколько часов после обсуждений в Президентской администрации. Понятно, что язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли, но где Т.Мелиа искренен – в кабинете Алиева или в кабинете, где он принимает агентуру МНБ и МВД – озадачивает нашу власть.

Вот эта самая агентурная сеть господина Усубова и товарища Махмудова, которая на встрече с Томасом Мелиа сильно надувает щеки, рассказывает ему о нарушениях прав человека и призывает высадить на приморском бульваре американский морской десант, фиксирует в своих блокнотах количество «иронических улыбок» и «чертыханий» Мелиа при упоминании фамилии Алиев, и сразу же после наступления сумерек на конспиративных квартирах рассказывает своим кураторам о глубокой неприязни американских чиновников и их жажде подвергнуть азербайджанцев химической атаке. Представьте, что с подобной ситуацией столкнется господин Обама, Олланд или Меркель. Какой будет их реакция, если дипломат зарубежной страны допустит подобное публичное неуважение к лидеру страны?

Как утверждают оппозиционные источники, власть довела до своих партнеров в Вашингтоне недовольство в связи с высказываниями Мелиа на встречах с оппозиционерами. Власть открыто намекнула – подобная деятельность Мелиа приведет к большому и невиданному дипломатическому скандалу, и может серьезно навредить партнерским отношениям. По всей видимости, Мелиа был объявлен персоной нон грата в Баку.



Судя по всему, недовольство, выраженное представителями азербайджанской власти, было принято во внимание в «Вашингтонском Политбюро», которое отменило визит инструктора ЦК в Баку. Как и в истории с авантюристом революционного масштаба Алексом Григорьевсом, в Госдепе осознали, что ради политических амбиций полицейской агентуры в Азербайджане и личной неприязни мелкого вашингтонского клерка не стоит подвергать риску союзнические отношения с Баку. Тем более, что этот визит и встречи с так называемым доморощенным гражданским сектором не привели бы к желаемому результату.

Конечно, Мелиа в Баку поскользнулся, ибо он перешел красную черту. То, чего не допускал ни один из опытных вашингтонских дипломатов, в первую очередь, Юпитер американской внешней политики посол Р.Морнингстар. Но больше всего потеряли двойные агенты - наши горе-оппозиционеры, избравшие в своей борьбе безбедный образ жизни того самого Азефа – по принципу: работать на царскую охранку, а если повезет, то и на революцию. И на этот раз царской охранке не повезло!

haqqın
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА