На дальних берегах: В Новый год навстречу ветру и волнам – РЕПОРТАЖ с парома `Балакен`

  05 ЯНВАРЬ 2017    Прочитано: 8396
На дальних берегах: В Новый год навстречу ветру и волнам – РЕПОРТАЖ  с парома `Балакен`

-… Значит, на праздник ты не будешь рядом со своей семьей?! – Такова была первая реакция моей супруги на новость о том, что на Новый год я отправлюсь в командировку, а затем она прибегла к самому весомому аргументу, пытаясь эмоционально надавить на меня: - Но ведь это первый праздник нашей Бум-Бумки…

Конечно, приятно встретить праздник дома, в кругу семьи. Но ведь есть немало людей, которые и новогодний вечер, и сотни других вечеров по долгу службы вынуждены проводить далеко от родного дома, далеко от семьи. И даже если они не отправились в плавание, то и тогда не всегда могут даже просто позвонить семье, услышать голоса своих детей. Почему? Просто потому, что в открытом море ни один телефон «не ловит». Работает только спутниковая связь, а по ней домой звонить не разрешается.



Из беседы с капитаном:

- Каждый раз, когда я выхожу из дома, моя двухлетняя дочка подбегает ко мне, обнимает меня, кладя свою головку мне на грудь, и говорит: «Папа – мой. Никому не отдам тебя. Папа, не уходи!». Я не знаю, как ее отвлечь. Мы здесь всякий раз, чтобы подбодрить друг друга, говорим, что терпим все невзгоды ради наших семей. Но на самом деле это не так – это наши семьи терпеливо сносят все лишения, ожидая нас.



Джалал Оруджев стал капитаном в 29 лет – это был самый молодой капитан в Азербайджане. Сейчас ему 35 лет, он – капитан корабля-парома «Балакен». И хотя он и вырос в семье моряков, родители хотели, чтобы сын стал врачом-стоматологом. Однако сам Джалал с детства мечтал стать капитаном и его мечта сбылась - свою жизнь он посвятил морю.

Паром «Балакен» перевозит вагоны из порта Алят в порт Актау – он словно большой теннисный мяч: то тут, то там. Без остановки. Чтобы переплыть море парому нужно 22 часа. За это время ни о каком сне и речи быть не может. За три дня, проведенные на пароме, мы невольно тоже приспособились к этому режиму: если есть возможность вздремнуть – поспи, потому что неизвестно, что будет через час. Вот почему на лицах моряков всегда видны усталость и беспокойство.



Но по-другому здесь нельзя. В настоящее время транспорт в Азербайджане – одна из стратегических областей в постнефтяной период. Наши паромы, бесперебойно отправляются в порты Туркменбаши и Актау, поддерживая, таким образом, в рабочем состоянии морскую часть транспортного коридора Восток-Запад. Для того, чтобы подчеркнуть важность этого, отмечу, что единственный паромный флот на Каспии принадлежит Азербайджану. Иными словами, на плечи наших моряков падает большая ответственность по обеспечению работы этого транспортного коридора.



Паром «Балакен» может принять на борт 54 вагона. Вагоны с помощью специального лифта опускаются на нижнюю палубу, где небольшие тепловозы развозят их по сторонам, лифт поднимается и все повторятся снова.

За процессом погрузки вагонов следит второй помощник капитана – 29-летний Мовлуд Салимов. Он лишь недавно обзавелся семьей.

- В семье вам не стали выговаривать, что встретите праздник вне дома?

- Да, немного. Но жены моряков ведь прекрасно знают, за кого они выходили замуж, хотя иногда все равно бывает трудно смириться с таким положением. Я и сам вырос в семье моряков, и потому прекрасно знаю, что это значит. Представьте себе, что один из членов вашей семьи надолго расстается с вами, вы не видите его месяцами. Вы постоянно чувствуете, как вам его не хватает… Это ужасное чувство.



…Погрузка вагонов заканчивается. Их цепями крепят к палубе. Это делается для того, чтобы при сильной качке вагоны не разъезжались, иначе паром может потерять равновесие, а это грозит большой бедой. Моряки часто повторяют, что «море шуток не любит». Здесь нужно проверить все до мельчайших деталей: моряки, они тоже как саперы, ошибаются только один раз.



После того, как вагоны погружены, проверяется общая балансировка парома, при необходимости балластные баки дополнительно заливают водой. Теперь можно отправляться в путь: выражение «время - деньги» имеет особенное значение применительно к морскому пароходству.

…На капитанском мостике наблюдается оживление. Вся команда работает слаженно, словно часовой механизм. Молодой капитан то и дело отдает команды, которые четко исполняются моряками:

- 179 градусов!

- Есть 179 градусов!

- Право на борт, 5!

- Есть право на борт, 5!

- 181 градус!

- Есть 181 градус!



Отчаливание парома – процесс очень ответственный. В порту Алят под водой вырыт специальный канал, по которому и должен двигаться корабль. Если паром выйдет за пределы канала, то он может сесть на мель. Дно парома «Балакен» погружается в воду где-то на 4,5 метра, потому нужно быть очень внимательным, чтобы судно двигалось точно по борозде канала.

Из беседы с капитаном:

- Обычно, мы привыкли видеть в капитанах мужчин постарше, более суровых и жестких. Вы – полная противоположность. Это исключение или критерии отбора на эту должность нынче поменялись?

- Мы тоже бываем жесткими, когда это необходимо, умеем наказать, если надо. Если Рауф муаллим (глава Каспийского морского пароходства Рауф Велиев – В.М.) доверил мне эту работу, то я постараюсь оправдать его доверие: в какую бы страну мы не отправились, везде мы представляем Азербайджан на самом высоком уровне. Мы делаем все, чтобы никаких нареканий «Каспар» и Рауф муаллим не получали.



Политика главы нашего государства, направленная на продвижение молодых кадров, у нас очень заметна. Рауф муаллим верит в молодые кадры и выбирает их. Он всегда нам говорит: «Делайте так, чтобы наша страна держала голову высоко!». Это большое доверие. Капитан все 24 часа в сутки находится в напряжении. Даже когда я отдыхаю в своей каюте, в мыслях я всегда нахожусь в капитанской рубке, за рулем корабля, потому что я осознаю весь груз ответственности, который лежит на мне.



- А Рауф муаллим лично общается с вами, с капитанами?

- Да! Мы всегда можем попасть к нему на прием, обсудить любой возникший вопрос. Когда ему говорят: «К вам пришел капитан», он всегда принимает. Он всегда говорит: «Капитаны – это наше все!».

…И в самом деле, когда корабль находился в плавании, от Рауфа Велиева пришла радиограмма, в которой он поздравил с наступающим Новым годом всех капитанов и членов экипажа их судов. Этот прекрасный жест еще раз напомнил нам, что Новый год мы с моряками встретим в море.



На пароме есть все необходимые бытовые условия: в каютах чисто и тепло, есть все удобства. Трижды в день моряков созывают к столу, на котором расставлены салаты, соленья, соки и минеральная вода, фрукты и специи: кетчуп и лимонная вода. Вечером, когда буфет закрывается, еду оставляют на столе, чтобы те, кто проголодаются, могли перекусить.



Когда впервые путешествуешь на корабле, то поначалу тебе становится немного не по себе от мысли, что по другую сторону от стены твоей каюты, в которой ты лежишь на чистой и уютной постели, плещут высокие волны, дуют холодные ветра. И ты должен постараться уснуть, отгоняя тревожные мысли… Признаюсь, в первую ночь на корабле я так и не смог заснуть.



Два часа ночи… Я поднялся на капитанский мостик. Дежурит Мовлуд, он внимательно изучает электронную карты и показания радара. Вокруг – кромешная тьма, скорость ветра достигает 20 м/с, море и небо смешались в одно черное полотно, кажется, что волны вздымаются прямо из мглы.



- Тебя не укачало? – спросил меня Мовлуд.

- Нет. Но, что скрывать, мне немного страшно…

- Да разве это страшно? – улыбаясь, говорит молодой моряк, - Мы видели качку и пострашнее, когда нас бросало из одной стороны в другую. А это всего лишь легкое покачивание на волнах…

Потом он, сделавшись серьезнее, сказал:

- А, знаешь, что самое страшное? Когда месяцами не видишь семью, когда 20-25 дней сидишь в тесной каюте; когда устаешь видеть только лица коллег, хотя всех их очень любишь и уважаешь, когда скучаешь по своим домочадцам… В некоторых странах моряков, вернувшихся из плавания, даже в суд не вызывают для дачи показаний в качестве свидетелей, потому что считается, что от долгой разлуки с родными их психика может быть расшатана.



Из беседы с капитаном:

- Корабль – это замкнутое пространство. На корабле 20-25 человек месяцами сосуществуют вместе. Наверняка бывают между ними и конфликты… Что вы делаете в таких случаях?

- Конфликты бывают, все мы – люди. Кто-то кому-то может не нравится, но это не должно отражаться - и не отражается - на нашей работе.

- Команду формирует сам капитан?

- Да. Если я хочу взять кого-то в команду, то могу поднять этот вопрос.

- А если кто-то вас не устраивает, можете ли вы самостоятельно исключить этого человека из команды?

- Да, такие случаи бывали. Но речь идет только о работе. Личные отношения никак не должны влиять на работу.



…Наутро ветер стих, и корабль скользил по морской глади со скоростью 13 узлов (около 24 км/ч), направляясь к берегам Казахстана. Эту скорость парому придают два его больших двигателя, мощность каждого из которых составляет 2000 лошадиные силы. Старших механик корабля («стармех») Ханифа Джебраилов пригласил нас на экскурсию в машинное отделение.

Если привести вас сюда, завязав глаза и только здесь их вам развязать, то вы подумаете, что оказались на каком-то заводе. Здесь даже есть токарный станок.



Если вдруг случится какая-либо неисправность в двигателе корабля или в каком-нибудь ходовом механизме, выйдет из строя какая-нибудь деталь, то механики могут на месте починить ее. Двигатель корабля в высоту занимает две нижние палубы. Один только поршень цилиндра - с человеческий рост.



…Актау встретил нас дымом заводских труб. Вот и наступила завершающая часть нашего путешествия к чужеземным берегам: пришвартовка. Даже опытные капитаны испытывают волнение, когда корабль пришвартовывается к берегу. Вы только представьте себе: кораблю длиной в 155 метров нужно с точностью до сантиметра суметь «припарковаться» к причалу. Рельсы парома должны с точностью совпасть с рельсами на мостике на берегу, чтобы можно было начать выгружать вагоны.



К парому приближается казахстанский буксир, чтобы помочь, если что, но наш капитан отлично справился со швартовкой и буксир ему не понадобился: это была по-настоящему ювелирная работа.

Из беседы с капитаном:

- Даже автомобиль порой бывает трудно припарковать, а как вам удается с такой точностью подогнать огромный корабль к причалу, откуда вы этому научились?

- Поверьте, что и мы не всегда хорошо умеем припарковать свои автомобили, но здесь другое: здесь я должен учитывать все, что находится в 155 м от меня. Это очень ответственный момент.

- Вы учились управлять кораблем в Морской академии?

- Да. Я вам скажу, что азербайджанские моряки одни из самых сильных, в каких только странах они не работают. Я совершенно искренне говорю это, если не считать моряков России, то в мире нет моряков сильнее наших. Во всяком случае, я таких не встречал.



История нашего пароходства тоже очень богатая. Основа Каспийского морского пароходства была заложена 21 мая 1858 года, когда было создано акционерное общество «Кавказ и Меркурий». В 19 веке, с развитием нефтедобычи в Баку, был дан толчок и развитию «Каспара». В 1873 году на Каспии была спущена на воду первая в мире нефтеналивная баржа «Александр», и первый в мире танкер «Зардушт» тоже спустили на воду на Каспии – в 1878 году. Также на Каспий были спущены первый корабль в мире с двигателем внутреннего сгорания «Вандал» (1903 год), и первый в мире реверсивный корабль с двумя двигателями «Дело» (1908 год).



…Идет выгрузка вагонов. А в это время на небе над Актау появляются и гаснут вспышки новогоднего салюта. По нашему времени до Нового года есть еще час – на наших часах 23:00.

В буфете стоит наряженная елка, а на столе непременный атрибут новогоднего стола – салат «Оливье» и еще другие, не менее популярные, салаты и горячий плов… Плов был очень вкусный, скажу я вам…

Вот и капитан сел с нами за праздничный стол. После сытного ужина все разошлись по своим каютам: кто отдохнуть, кто повеселиться.

Воспользовавшись тем, что настроение у всех было приподнятое, я решил задать капитану пару шуточных вопросов:

- Вы слышали песню Айгюн Казымовой «Матрос»?

- Конечно! Но почему, спрашивается, матрос? На берег ведь сходит капитан…

- А песню Ройи «Моряки» вы слышали?

- И ее тоже слышал.

- Вот интересно, правда ли, что морякам не под силу будет развязать узлы, завязанные Роей?

- Еще как развяжем! Мы и не такие узлы видали…

- О фильме «Титаник» говорят, что если смотреть его глазами капитана какого-либо корабля, то никакого удовольствия не получишь. А вы смогли получить удовольствие от просмотра этого фильма?

- Я смотрел его просто как фильм.

- А когда вы смотрели его, вы не отмечали про себя, что вот, например, там-то капитан допустил ошибку?

- (Становится серьезным…) Знаете, морская катастрофа это такая вещь, что если тебя не было на корабле в момент, когда она произошла, то ни о чем с уверенностью ты сказать не сможешь.



…Экипаж корабля отмечал Новый год. Конечно, с одной стороны было бы прекрасно провести этот праздник в кругу семьи, но с другой стороны, этот корабль в чужих водах – кусочек нашей Родины, частичка Азербайджана. Мы, будучи в Казахстане, отмечаем Новый год у себя – в Азербайджане, и вокруг меня – мои соотечественники! Это очень волнующее чувство! Ведь сегодня не только Новый год, но и День солидарности азербайджанцев всего мира…

Выгрузка вагонов заняла около четырех часов, и вот в пять утра настало время отдать швартовы.

Я спросил:

- Неужели так важно отправляться в обратный путь прямо сейчас? Неужели нельзя поспать и выйти в плавание после того, как рассветет?

«Старпом» Зия Ахадов указывает мне на экран радара:

- Видишь, это – паром «Гасан Алиев». Он дожидается нас. Мы должны отчалить, чтобы уступить ему место у причала.



«Старпом» - старший помощник капитана – это второй после капитана человек на корабле. Он играет очень важную роль в процессе управления кораблем. Зия тоже молод, но отличное знает морское дело. Я не раз убеждался в этом за время нашего путешествия.

Признаюсь, на вторые сутки я валился с ног от усталости. Особенно сказался на мне недосып. Но уснуть никак не получается. Капитан тоже не спит, он то и дело выходит из своей каюты и поднимается в капитанскую рубку. Корабль переведен на «автопилот», но все равно за движением корабля нужно следить: в капитанской рубке всегда кто-то есть.

Из беседы с капитаном:

- Представьте на минуту, что вся электроника на корабле вышла из строя: перестал работать GPS навигатор, отключилась спутниковая связь… Сможет ли корабль и дальше следовать своим курсом?

- Да, нет никаких проблем. Электронные карты появились несколько лет назад, а до них мы управляли кораблем «дедовским» способом. И все необходимые для этого приборы на корабле есть.

- То есть магнитный компас, астролябия, обычная карта и циркуль?

- Да, да, пойдем, покажу.



До порта Алят мы добрались вечером. Когда наш паром направлялся в порт, другой паром – «Барда» - выходил из него. Он похож на «Балакен», такого же типа, и даже выкрашен в те же цвета, что и наш корабль.

Сегодня паромный флот Азербайджана насчитывает 13 судов. Они бесперебойно курсируют по маршрутам Алят-Актау и Алят-Туркменбаши. Останавливаться им нельзя. Эти морские пути – важная часть транспортного коридора Восток-Запад, и наши паромы обеспечивают бесперебойную морскую переправу по Каспию.

Мы прощаемся с капитаном Джалалом Оруджевым – он сходит на берег раньше нас. Нам еще предстоит оформить документы, а он спешит домой – у него только несколько часов, чтобы повидаться с семьей. Домой он доберется только в семь утра, а в полдень он снова должен быть на корабле. И опять провожая отца, двухлетняя малышка обнимет его за шею и скажет: «Папа – мой! Папа, не уезжай!».



И снова корабль отправится к дальним берегам. И снова родные и близкие моряков будут с тревогой слушать прогнозы погоды, и желать им «семи футов под килем», молить Бога, чтобы вернулись они живы и здоровы. И снова навстречу кораблю будут лететь ветры, раскачивая его на волнах, словно детскую люльку.



Вюсал МАМЕДОВ
Фото: Мири МЕДЖИДЛИ
Перевод: Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА