Итоги `Четырехдневной войны` - АНАЛИТИКА

  06 АПРЕЛЬ 2016    Прочитано: 15559
Итоги `Четырехдневной войны` - АНАЛИТИКА

В ночь на 2 апреля в ответ на нарушение режима прекращения огня подразделениями армянских ВС на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск, ВС Азербайджана перешли в масштабную контратаку, в результате которой освободили ряд оккупированных территорий. 5 апреля между сторонами было объявлено о прекращении огня и дан старт переговорам. Итоги переговоров пока неизвестны.

В `Четырехдневной войне` азербайджанская армия показала противнику свое превосходство и именно благодаря мощи своих Вооруженных Сил Азербайджан одержал впечатляющую победу над врагом. Эта победа Азербайджана еще раз доказала, что наша страна в любое время способна освободить свои земли военным путем, и что главный сдерживающий фактор при этом вовсе не военный потенциал противника, а возможное вмешательство в процесс других государств.

Интересно, что во время `Четырехдневной войны`, вопреки ожиданиям Армении, ни Запад, ни Россия, ни Иран не проявили жесткой реакции на действия Азербайджана. Да, сегодняшний Азербайджан не тот Азербайджан, что был в 90-е годы: наша страна поднялась на несравнимо высокий уровень и стала сильнее. Но фактор силы в таких вопросах играет далеко не решающую роль. Это можно ясно увидеть на примере военных конфликтов в Украине, Сирии, Йемене, между Израилем и Палестиной.

Кстати, отметим, что в дни боевых действий для армянской стороны стало полной неожиданностью, что внешние силы не вмешались в происходящее, и Ереван всеми способами пытался втянуть в этот военный конфликт региональные силы – в основном Иран и Россию.

Например, дважды «случайное» попадание выпущенных армянскими военными подразделениями ракет на территорию Ирана было рассчитано на то, что Тегеран вмешается в процесс. Или заявления в армянских СМИ о том, что якобы Турция вмешалась в войну в Карабахе, и что Эрдоган якобы заинтересован в обострении нагорно-карабахского конфликта, попытки представить азербайджанское контрнаступление, как продолжение российско-турецкого конфликта, делались для того, чтобы заставить вмешаться Москву.

То, что с первых дней обострения конфликта МИД Армении активизировал свою деятельность и начал интенсификацию переговоров с представителями западных государств, а также заявления Саргсяна, которые он сделал перед иностранными послами – показало, что для удержания оккупированных земель армяне не столько рассчитывают на свою военную силу, сколько надеются на вмешательство других государств.

Однако, этого не произошло. Основная причина этого в том, что в существующей геополитической ситуации был правильно выбран решающий момент. Формирование этой исторической ситуации, хотя и связано с объективными причинами, имело решающее значение для укрепления Азербайджаном всеми способами своей геополитической позиции, а также для расширения сфер его влияния, как региональных, так и международных.



Главной причиной того, что Армения не дождалась поддержки от своего традиционного союзника – Ирана, - связана с тем, что Тегеран, только избавившийся от многолетних экономических санкций, ищет новые источники дохода, чтобы восстановить свою экономику. Конфронтация с Азербайджаном обернулась бы для Ирана ухудшением отношений с Турцией, а это значило бы, что Иран остался бы в стороне от основных энергетических проектов региона. Речь идет об экспорте иранского газа по газопроводу TANAP и выходе Ирана на российский рынок через Азербайджан. Конечно, прагматичный президент Ирана Хасан Роухани не стал бы отказываться от этих выгодных проектов, которые, к тому же, поддерживают и США, и «вступаться» за Армению.

Отметим, что во время визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в США, госсекретарь Джон Керри в своей краткой вступительной речи подчеркнул, что Вашингтон поддерживает проект Южного газового коридора, и это говорит о большом значении, которое Запад придает данному проекту. А поскольку у Армении нет других соседей, с которыми бы она могла сотрудничать, то и Тегерану не нужно создавать лишнего шума, чтобы удержать Ереван в своих руках.

В американской политике в настоящее время наблюдается спад активности. Это связано с тем, что заканчивается президентский срок Обамы и основные политические силы Штатов сейчас заняты подготовкой к проведению избирательных кампаний новых претендентов на пост президента, и общественное внимание в стране сейчас больше приковано к событиям внутренней политики, нежели внешней, что создает условия для некоторой политической неопределенности в отношении США.

Интересно, что во время своего визита в США Ильхам Алиев также встретился с руководителем главного стратегического мозгового центра страны Ричардом Армитаджем и президентом Фонда Карнеги Уильямом Бернсом. Также были проведены переговоры с одной из самых влиятельных фигур в Республиканской партии, считающейся стратегом – Джоном Сунуну. Именно эти люди способны наиболее точно спрогнозировать действия страны в переходный период, а также стратегию следующего после Обамы президента США. Иначе говоря, эти встречи и переговоры могут считаться самым лучшим способом прояснить, какую позицию американское руководство будет демонстрировать в будущем по тем или иным вопросам.



Таким образом, нежелание команды Обамы, который готовится отойти от власти, начинать какие-либо долгосрочные внешнеполитические кампании и «оставление их на потом» - после выборов нового президента, а также прояснение стратегических ожиданий Вашингтона, могут считаться факторами, позволяющими Азербайджану выиграть время.

Что касается России, то напряженность между Москвой и Анкарой придает особую значимость Баку для Кремля. Во-первых, потому, что Азербайджан играет роль стратегического транзитного коридора, по которому, в основном из Ирана, в Россию идет импортное продовольствие. Если этот коридор закроется, Россия может оказаться в очень тяжелом положении.

Во-вторых, любое вмешательство России в армяно-азербайджанский конфликт может стать причиной вмешательства в него Турции, как союзника одной из сторон - Азербайджана. К тому же, не стоит исключать и того, что на помощь придет и Пакистан. Таким образом Москва, находящаяся в тяжелом экономическом положении, ввяжется в очередную войну.

А участие в войне Турции приведет к вмешательству НАТО, и в результате Североатлантический альянс под предлогом поддержки Турции разместит свои войска у границ России. Так возникнет противостояние между севером и югом в Кавказском регионе. И в Кремле хорошо понимают, к каким последствиям это может привести для России.



Наряду с этим, если учесть, что в сентябре Россию ждут очередные парламентские выборы, Москве не следует допускать в этот период роста напряженности на Кавказе, потому что это может вызвать резкое недовольство электората, уставшего от войн. Вот почему Россия, наконец, вынуждена была более терпимо, чем раньше, реагировать на справедливые требования Азербайджана.

В этом вопросе нельзя забывать и китайский фактор. Реализация проекта «Великого шелкового пути» превращает Азербайджан в незаменимый транзитный коридор, по которому Китай сможет экспортировать свои товары в Европу. Поэтому сохранение стабильности в транзитной стране имеет жизненно важное значение для Пекина. А поскольку в настоящее время единственным сильным союзником России является Китай, то невмешательство Пекина в этот вопрос тоже может быть своего рода давлением на Москву.

Таким образом, в настоящей ситуации для России целесообразнее поддерживать более тесные отношения с Азербайджаном. Но вместе с тем Россия не сможет отпустить из своей орбиты и Ереван. Кремль знает, что Армения хранит верность России вовсе не из бескорыстных побуждений, и эта «верность» пока отвечает ее интересам.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что военные действия Азербайджана были заранее согласованы с Россией, и главная цель заключалась в том, чтобы заставить Армению вернуть, как минимум, пять районов.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА