Посол Паскаль Монье: «Этот год не потерян для нагорно-карабахского урегулирования»

  15 ИЮЛЬ 2013    Прочитано: 1320
Посол Паскаль Монье: «Этот год не потерян для нагорно-карабахского урегулирования»

Глава МИД Франции скоро встретится с Эльмаром Мамедъяровым в Париже «Выбор проекта TAP мотивирован экономическими причинами»

Интервью АПА с послом Франции в Азербайджане Паскалем Монье по случаю Национального праздника Франции – Дня взятия Бастилии.

-Господин посол, как вы оцениваете нынешний уровень двусторонних отношений между Азербайджаном и Францией? Насколько успешно они развиваются в течение последних с момента установления дипломатических отношений 20 лет?

-Франция была одной из первых стран, признавших независимость Азербайджана. Второй после Турции. Таким образом, стало традицией то, что президент Азербайджана совершает свой первый визит во Францию. Так было, когда президентом был Гейдар Алиев, так и продолжается до сих пор с нынешним президентом Ильхамом Алиевым.
Думаю, это доказательство давней традиции дружбы между Францией и Азербайджаном.

Франция признает, что Азербайджан играет важную роль с точки зрения стабильности в регионе и ценит его политику толерантности в религии. Это отмечается и различными организациями, такими как ЮНЕСКО, ИСЕСКО и т.д. Для нас, французов, это очень важно. Мусульманская община Франции составляет ​​10% населения страны, и мы намерены поощрять диалог между мусульманской общиной Франции и Азербайджана. Ректор мечети Бордо имам Тарек Убру дважды посещал Азербайджан и организовал в Бордо семинар с участием представителей Азербайджана, которые поделились достижениями в сфере толерантности. И это позитивный сигнал, посылаемый Азербайджаном миру.

Франция является другом Азербайджана, даже несмотря на разделяющее нас расстояние в 4 000 километров, и несмотря на нагорно-карабахский конфликт, который слишком часто воспринимается азербайджанцами как источник недружественных чувств французов по отношению к Азербайджану. Но я могу сказать, что это не так. Франция играет активную роль в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, старается найти мирное и устойчивое решение этого затянувшегося и болезненного вопроса.

У Франции сложились хорошие и конструктивные дипломатические отношения с Азербайджаном, как на двустороннем уровне, так и при сотрудничестве в рамках международных организаций. Мы высоко ценим поддержку, которую ваша страна оказывает в Совете Безопасности ООН резолюциям по Сирии, Ирану. Мы поддерживаем сильный и независимый Азербайджан.

- Как продвигается экономическое и энергетическое сотрудничество между Азербайджаном и Францией?

- Французские энергетические компании широко представлены ​​в Азербайджане. Это в том числе компания TOTAL, которая представлена в Шах-Дениз II как инвестор и была выбрана правительством для разработки месторождения Абшерон в качестве оператора, что налагает значительную ответственность.
Сфера энергетики является ключевым полем деятельности во Франции, и у нас есть лучшие инженерные образовательные учреждения. Кстати, недавно глава Французского Института нефти - одного из лучших учреждений в Европе по подготовке инженеров в области нефти и газа, посетил Баку и подписал меморандум о взаимопонимании с Бакинской высшей школой нефти.

Думаю, что промышленность Франции может также быть полезной Азербайджану в области диверсификации. У нас есть хорошая инфраструктура в области транспорта, и французские компании готовы принять участие в соответствующих проектах в Азербайджане. Французская промышленность широко представлена ​​ во всех сегментах строительства метро - строительных работах, возведении платформ и сигнальных систем, модернизации железных дорог. Мы готовы конкурировать, у нас есть хорошие навыки в этом, и, надеюсь, что французские компании могут выиграть. Так, например, французская промышленность представлена ​​проектной фирмой "Systra", которая была выбрана Азербайджаном в консорциуме с другими фирмами из Чехии и Кореи для оказания содействия в инженерных работах в метро Баку, мастер-плане проекта расширения и подготовке тендерной документации.
Также французские компании заинтересованы в процесс модернизации железной дороги Азербайджана, а именно, в модернизации сигнальной системы в проекте железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и локомотивов для соответствия их самым современным стандартам.

Помимо городского транспорта, наши компании также представлены в области воздушного транспорта. Как вы знаете, AZAL недавно приобрел новый самолет Airbus А340 для дальних перелетов. Что для меня также является подтверждением интереса Франции к Азербайджану.

Есть еще несколько проектов, над которыми мы работаем в области туризма, сельского хозяйства, строительства отелей. Франция имеет хорошие навыки в области архитектуры, строительства. Поэтому я веду работу по привлечению французских компаний на этот рынок.

- Каков товарооборот между Азербайджаном и Францией?

- Наш товарооборот не очень высок. Мы экспортируем товары только на 160 млн. евро, что ниже нашего потенциала и далеко позади нашего импорта, который составляет 1,7 млрд. евро. Этот год начался с более перспективных результатов - 184 млн. евро продаж за первые 5 месяцев. Это соответствует приверженности моего правительства достичь цифры 1,5 млрд. евро экспорта французских продуктов и услуг в ближайшие три года. Это был бы довольно большой скачок вперед.

- Как бы Вы могли прокомментировать решение консорциума Шах-Дениз по выбору проекта доставки азербайджанского газа в Европу?

- Да, выбор был сделан в пользу проекта TAP. И это было очень важное решение, как первый шаг в реализации проекта Южного коридора.
Мы думаем, что это было экономически обусловленное решение, так как акционерами являются частные компании. И оно было в основном, если не полностью, продиктовано экономикой, поэтому TAP был лучшим решением. Я думаю, что французское правительство не может быть им разочаровано, потому что французская компания TOTAL является одним из акционеров Шах- Дениз. И я слышал, что TAP предложила французской компании GDF Suez, которая является покупателем газа и представлена в Италии, присоединиться к проекту с точки зрения партнерства в транспортировке газа. TAP является надежным способом транзита. Так что теперь нужно только подождать итогового инвестиционного решения акционеров по развитию второй фазы проекта Шах- Дениз.

- Азербайджан в этом году в сотрудничестве с компанией Франции запустил свой первый спутник в космос. Как еще Азербайджан и Франция могут сотрудничать в космической сфере? Каковы перспективы?

- Это было очень важным событием. Для меня это было историческим событием, которое позволило поставить Азербайджан в один ряд с космическими странами. Сейчас Азербайджан имеет свой собственный спутник. Он был подготовлен американцами, но запущен французской компанией и успешно выведен на орбиту в соответствии с планами.
Азербайджан решил запустить второй спутник связи, а также спутник наблюдения. Так что будет проведен соответствующий конкурс. Франция имеет долгую историю в космической промышленности. Франция имеет различные компании в космической отрасли, которые уже являются мировыми лидерами, такие как Arianespace, Thales Alenia Space и EADS-Astrium. Они активно конкурируют на мировых рынках. У нас есть технологии, чтобы принять участие в конкурсе, как касательно запуска спутника связи, так и спутника наблюдения. Наши конкуренты представлены компаниями из США, Израиля, Кореи, так что это жесткая конкуренция, но я делаю все, чтобы пытаться поддержать французские компании.

- Какие планируются проекты в сфере образования? Не могли бы вы рассказать нам о деятельности Французского лицея, которые планируется открыть в Баку в этом году?

- Для меня эта сфера также является приоритетной. Образование - это инвестиция в будущее. Невозможно установить крепкое экономическое сотрудничество без подготовки профессиональных кадров, а также инженеров, менеджеров в поддержку такого сотрудничества. Так, мы работаем в сфере образования на 3-х уровнях - детей, студентов и профессиональных тренингов.

В сентябре откроется французский лицей в Бакинском образовательном комплексе талантов, который будет принимать детей от 3 лет. Мы откроем 3 класса с французскими учителями для детей от 3 до 5. А для остальных курсов (дети от 6 до17) будет применяться система дистанционного обучения. Французские учителя будут помогать детям усваивать образовательную программу, которая будет проходить под руководством Национального центра дистанционного образования Франции. Мои дети также учились по этим программам.
Плата за обучение будет 5500 манат в год для классов с детьми возрастом от 3 до 5, 6000 - для начальной школы, 7000 - для средней школы. До сих пор мы получили 40 заявок на обучение.

Наше посольство также организовало в июне первый форум университетов Франция-Азербайджан. 12 французских университетов приняли участие в форуме, который посетили 170 студентов из Азербайджана. В рамках форума было заключено несколько соглашений, в том числе между Дипломатической академией Азербайджана и Сианс Пo Лилль (Sciences Po Lille). Целью такого форума является стимулирование к получению образования во Франции, где у нас есть замечательные университеты, и стимулирование к изучению французского языка, что в свою очередь может помочь молодым людям получить работу во французских компаниях в Азербайджане. Потому что знание языка дает студентам дополнительные преимущества в их будущей занятости.

И третья цель, мы проводим профессиональные тренинги для руководителей среднего звена, рабочих и служащих.

- Как продвигается сотрудничество в сфере туризма?

- Здесь имеется большой потенциал, и французские компании заинтересованы приехать и принять участие. Однако есть три элемента, которые должны быть улучшены.
Как говорят туристические операторы, для привлечения большего количества туристов и развития туристической отрасли необходимо быть максимально конкурентоспособными с точки зрения процесса получения визы, политики цен и качества предоставляемых отелями услуг и сервиса. Мы планируем больше работать с Азербайджаном по качеству услуг и сервиса, предлагаемых иностранным туристам.
Азербайджан является прекрасной страной, но достаточно дорогим направлением для туристов. Поэтому иностранные туристы ожидают лучшего качества.
Я думаю, что Франция может поддержать Азербайджан в этом вопросе с помощью проведения профессиональных тренингов.
Скажу также, что некоторые французские компании заинтересованы в инвестировании в Азербайджан в область экотуризма. Так что потенциал существует.

- Ранее вы упоминали о планах по созданию Торговой палаты Франция-Азербайджан в Баку. Как проходит работа в этом направлении?

- Это все еще моя цель. Это оказалось труднее, чем я думал, по ряду причин. Уже существует французско-азербайджанская торговая палата в Париже, которая была создана в 1996 году во времена Гейдара Алиева, и она функционирует до сих пор.
Во-вторых, правовые вопросы в Азербайджане не настолько просты. Я недооценил правовые вопросы и правовые процессы. Я встретился с министром юстиции Азербайджана и показал ему документы для регистрации НПО, созданной для продвижения бизнеса и сотрудничества. Он обещал быстро рассмотреть их. Так что, пока мы на этой стадии.
Но в то же время есть большой потенциал для развития сотрудничества и моими амбициями в 2013-2014 годах развить отношения в сфере потребительских товаров.
Я уже беседовал с несколькими людьми, которые могли бы присоединиться к Торговой палате. Таким образом, в том, что зависит от нас, мы готовы, потому что у нас есть и люди, и финансовая поддержка от разных компаний. Поэтому, как только будет дан «зеленый свет» от министерства юстиции, я думаю, что мы можем создать Торговую палату очень быстро.
И мы с самого начала, хотели бы, чтобы в ней были представлены не только французские, то и крупные азербайджанские компании. Надеюсь, что она будет открыта до конца 2013 года.

- Как Вы оцениваете уровень развития нормативно-правовой базы между нашими странами? Какие новые соглашения планируется подписать в ближайшем будущем?

- По многим вопросам ведутся переговоры. Пока планируется подписать Техническое соглашение в области обороны, информационных технологий, соглашение по защите прав женщин.
Хиджран Гусейнова посетила Францию ​​в апреле, где провела встречу с министром Франции по правам женщин Наджат Валло-Белкасем. Министр, в свою очередь обещала посетить Азербайджан, когда она найдет подходящее время. Я надеюсь, что она посетит Азербайджан к концу года, тогда и будет подписано соглашение о продвижении общей позиции в области защиты прав женщин на различных международных форумах, таких, как Совет Европы, ЮНЕСКО, ООН.
Поэтому у нас есть готовые к подписанию документы, и нужно только найти момент для министров обеих стран, чтобы встретиться и подписать их.

- Сопредседатели МГ ОБСЕ говорят о наличии новых идей, которые возможно смогут сдвинуть процесс урегулирования с мертвой точки. Каковы на ваш взгляд в данный момент перспективы урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

- Что может сделать Франция? Могу вам сказать, первая леди Мехрибан Алиева посетила Париж в качестве председателя группы дружбы парламентов двух стран. Она была принята президентом Национального Собрания Франции Клодом Бартолоне, который предложил организовать в Париже встречу двух групп дружбы - франко-армянской и франко-азербайджанской. И когда президент ПАСЕ Жан-Клод Миньон посетил Баку, он заявил, что также хотел бы предложить такого рода встречу в Страсбурге.
В тексте последнего заявления глав стран-сопредседателей МГ ОБСЕ в рамках саммита G8 есть, на мой взгляд, очень важное предложение: «Лидеры должны готовить народы к миру, а не к войне».
Позиция французского правительства состоит в том, чтобы найти решение этого конфликта. Мы очень привержены этому, в Париже было организовано много встреч. Наш министр иностранных дел вновь встретится с господином Мамедьяровым в Париже в ближайшем будущем. Так что это вопрос, который мы обсуждаем, как с Арменией, так и с Азербайджаном. Мы хотим организовать во Франции в Страсбурге, а также в Париже встречу между армянами и азербайджанцами.
Настало время примирения. Этого подхода придерживается и Европейский Союз, который также предлагает организовать контакты между людьми. Это очень важно. Вы не можете примирить два народа, если правительства им говорят, что они враги.
Это то, что должно быть сделано. Я думаю, это понимают и обе стороны конфликта, и мы надеемся, что это будет продемонстрировано и на деле.

- И какова была реакция обеих сторон на предложение об организации такой встречи?

- Пока не было никакой реакции с их стороны.

- В последнее время встречи министров с сопредседателями все чаще проводятся в Париже? Значит ли это, что Франция готова играть более активную роль в разрешении нагорно-карабахского конфликта?

- Между тремя сопредседателями соперничества нет, они работают вместе как одна команда. Париж иногда просто очень удобное место для организации встреч, потому что находится между США и Кавказом. Но такие встречи проходили также в Кракове. Так что Париж очень рад помочь, но это не для того, чтобы выделиться.
Все три сопредседателя играют свою роль. Россия как очень важный актер этого региона в географическом, экономическом, военном плане и в плане населения - много армян и азербайджанцев проживают и работают в России. Роль США как мировой державы также важна. А Франция очень близка этому региону, не только потому, что полмиллиона армян проживают в нашей стране, но мы также близки с Азербайджаном, и не хотим неразрешенных конфликтов, поскольку знаем из истории, как население страдает от них. Таким образом, мы можем быть хорошим посредником.
Три страны работают в одной команде. И я не думаю, что одна из них может решить проблему без двух других.
Многие наблюдатели не ожидают прорыва в переговорах в этом году из-за выборов в Армении и Азербайджане. Но это не означает, что год потерян. Я думаю, что этот год – для подготовки новых идей и обсуждения их со сторонами. И это само по себе тоже шаг вперед.

Взгляд.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА