Центробанк пытается укрепить манат – АНАЛИТИКА

  16 ФЕВРАЛЬ 2016    Прочитано: 4568
Центробанк пытается укрепить манат – АНАЛИТИКА

Вчера Центробанк Азербайджана (ЦБА) поднял учетную ставку. О причинах такого шага говорится в официальном заявлении регулятора.

Согласно решению правления ЦБА, учетная ставка была определена на уровне 5% (ранее она составляла 3%), минимальный предел процентного коридора по операциям с ликвидностью – на уровне 2%, а верхний предел – на уровне 10%.

В ЦБА заявили, что данный шаг был принят с целью укрепить доверие к национальной валюте, стимулировать рост манатных депозитов, а также для совершенствования инструментов денежной политики в соответствии со сформировавшейся конъюнктурой на денежном рынке.

Если все это выразить более простым языком, то можно сказать, что главная цель этого шага – укрепить манат. И это естественно, поскольку при росте давления на национальную валюту центральные банки практикуют повышение цен на кредитные ресурсы, т.е. поднимают процентные ставки, а когда наблюдается противоположная тенденция – они идут на снижение.

В экономических системах с гибким денежно-кредитным механизмом, в условиях рыночной экономики центробанки действуют напрямую сами. Т.е. они, как говорится, не ждут, пока начнется давление на стоимость национальной валюты или на курсы иностранных валют, чтобы повысить учетную ставку, а если его нет – чтобы снизить. Другими словами, Центробанки определяют тенденцию сами.

Как я уже отмечал в предыдущих публикациях, две прошлогодние девальвации маната были ничем иным, как политикой по коррекции курса маната. Т.е. это не считается настоящей девальвацией. Потому что, когда на рынке формируется стоимость национальной валюты, девальвация проводится в жизнь и управляется Центробанком именно с помощью процентной ставки по кредитным ресурсам.

Реальная ситуация такова, что на фоне напряженности в экономике страны и спада деловой активности, ЦБА должен был бы не повышать, а снижать учетную ставку. Однако, есть серьезные давления, которые могут привести к обесцениванию маната по отношению к иностранным валютам, в особенности, к доллару США, поэтому данное решение ЦБА можно понять.

Но речь не об этом. Странно, что некоторые говорят, будто данное решение ЦБА приведет к удорожанию кредитов, хотя сами же отмечают, что у нас нет никакой связи между учетной ставкой ЦБА и процентными ставками на кредиты в коммерческих банках. Тогда как могут подорожать кредиты? Конечно, это абсурд.

Другие отмечают, что это не поможет противостоять повышению уровня долларизации в стране. И это мнение также ошибочное, поскольку данным решением ЦБА преследует цель именно препятствовать долларизации. К тому же известно, что манатная масса, находящаяся в обороте, уже длительное время сокращается, что также является процессом, направленным против долларизации.

В целом, как я уже говорил, выхода из ситуации два: необходимо принимать меры для стимулирования размещения вкладов в манатах и роста их привлекательности, либо увеличить в кредитном портфеле банков манатную массу. Первое больше относиться к самим банкам. Второе – требует участия ЦБА. В этом смысле было очень примечательным прошлогоднее решение ЦБА с требованием к коммерческим банкам расходовать манатную массу только для кредитования. Таким образом, не было разрешено использовать эти средства для обмена валют.

Кроме того, ЦБА должен более активно вмешиваться деятельность банков с тем, чтобы они вновь предлагали кредиты в манатах, и поддерживать этот процесс в более жесткой форме. Для начала нужно, чтобы были увеличены объемы централизованных кредитов, выделяемых ЦБА - для того, чтобы данная структура могла вернуть манаты, собранные с оборота. А это возможно организовать только с помощью денежно-кредитных средств.

Повторю, что говоря о прямой девальвации, когда идет постепенное снижение стоимости нацвалюты с целью расширения производства и увеличения экспорта, в этом случае она зависит от учетной ставки ЦБА, или, иными словами, от процентных ставок по выделяемым централизованным финансовым ресурсам или по кредитам. Вот почему самый сильный механизм девальвации осуществляется именно с помощью денежно-кредитной политики. Если же Центробанк сокращает централизованную кредитную базу или снижает учетную ставку, то это означает девальвацию, а если увеличивает и повышает – дефляцию. Ставка, о которой идет речь, снижается для осуществления финансовой поддержки экономики, а повышается она - для сдерживания инфляции.

Как я уже отмечал, решение правления ЦБА от 15 февраля 2016 года совсем противоположно этому. Кстати, ЦБА понижал учетную ставку 12 декабря 2012 года. До этого времени она составляла 5,25%, а после – снизилась на 5%. 11 февраля 2013 года – она снизилась до 4,75%, 1 мая 2014 года – до 4,25%, 30 июля 2014 года – до 3,5%. И в последний раз учетная ставка снижалась 13 июля 2015 года - с 3,5 до 3%.

Как я уже отмечал, для того, чтобы снять ограничение на предложение кредитов, возникшее по причине резкого изменения структуры вкладов со стороны банков, и в целом, для того, чтобы восстановить выдачу кредитов в манатах, ЦБА необходимо постепенно снижать учетную ставку до 2%. Но в реальности ситуация совершенно иная.

Парвиз ГЕЙДАРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА