Какую цель преследует рейтинг Standart & Poor’s? - АНАЛИТИКА

  01 ФЕВРАЛЬ 2016    Прочитано: 4283
Какую цель преследует рейтинг Standart & Poor’s? - АНАЛИТИКА

Как известно, экономическая ситуация в Азербайджане, или, другими словами, макроэкономика страны высоко оценивалась в основном, благодаря, двум факторам: соотношению уровня внешнего долга к внутреннему валовому продукту (ВВП) и оценкам иностранных рейтинговых структур и организаций…

29 января 2016 года рейтинговое агентство Standart & Poor’s понизило на одну ступень международный кредитный рейтинг Азербайджана. Возникает вопрос – в чем причина этого?

Само агентство объясняет это тем, что из-за падения цен на мировом рынке нефти и газа макроэкономические показатели нашей страны ухудшились. Кроме того, Standart & Poor’s прогнозирует, что производство ВВП в Азербайджане в текущем году снизится на 1%. На самом деле, ничего сенсационного в этом нет. Так, некоторое время назад Международный валютный фонд (МВФ) впервые с 1995 года предсказал снижение экономического роста в Азербайджане. Но не в этом суть…

Если агентство начинает оценивать рейтинг той или иной страны, исходя не из ее реальной экономической ситуации и стабильности в существующих внутренних условиях, а исходя из мировых цен экспортируемого ею сырья, это значит, что данное агентство является лишь инструментов в руках ведущих финансовых структур. В таком случае, необходимо разобраться, какие цели преследует присвоение такого рейтинга, если реальная экономическая ситуация страны определяется и оценивается не по внутренним, а по внешним факторам.

Для того, чтобы не быть голословными, приведем один небольшой пример. Здесь к месту будет вспомнить недавнее известие о том, что Азербайджан, якобы, ведет переговоры с зарубежными финансовыми организациями о привлечении крупных заемных средств. 28 января газета “Financial Times” и агентство “Reuters” распространили сообщение о том, что правительство Азербайджана проведет переговоры с МВФ и Всемирным банком (ВБ) по поводу обсуждения пакета экстренных займов на сумму 4 миллиарда долларов.

Глава государства и министр финансов опровергли эти сообщения. Глава финансового ведомства Самир Шарифов даже отметил, что «мы сами даем в долг другим государствам». «Министерство обсуждает с международными финансовыми институтами вопросы помощи, принимает важные решения, связанные с банковским сектором. Мы сами даем в долг другим государствам. Если кто-то рассматривает это по-другому, я это связываю с их этикой. Азербайджан участвует в МВФ с тем, чтобы в любое время иметь возможность обратиться туда. Еще раз подчеркну, что ни о каком пакете помощи не может быть и речи», - заявил министр.

Как видите, ситуация прояснилась… А с дургой стороны, допустим даже, что мы хотим взять в долг. Почему на это нужно смотреть, как на нечто экстраординарное?! Наша страна никогда не приостанавливала сотрудничества с международными финансовыми институтами. Азербайджан, имея свою нефть, ни одной из международных финансовых организаций не давал «от ворот поворот». Тем более, что отдельные государственные органы брали в долг и в прошлом, и сегодня они нуждаются в этом.

Несмотря на все это, соотношение уровня нашего внешнего долга к ВВП еще очень далеко от критического. На самом же деле, оно было еще ниже, но после девальвации маната эта цифра несколько увеличилась. Но, вопрос в том, что, как отметил Президент Азербайджана Ильхам Алиев на одном из январских заседаний, в случае необходимости, можно будет пойти на то, чтобы привлечь иностранный кредит.

И дело как раз в том, что в настоящее время ситуация несколько изменилась. Доходы нашего государства снизились в связи с падением цен на нефть на мировом рынке. В этих условиях Азербайджан был вынужден начать работу над созданием новой модели экономического развития, в том числе пойти на резкие и радикальные реформы и изменения в ряде сфер.

Ожидается принятие широкомасштабной программы приватизации, а это значит, что возникнет необходимость провести структурные изменения и широкомасштабные сокращения с целью уменьшения расходов на государственное управление. Для всего этого нужна соответствующая финансовая поддержка, и мы располагаем этими средствами.

Но дело в том, что для того, чтобы сделать эти шаги правильно и проводить нужные реформы «безболезненно», необходимо проконсультироваться с международными финансовыми институтами и перенять накопленный ими большой опыт…

Между тем, снижение рейтингов нашей страны такими организациями, как Standard & Poor’s, вполне понятно. В этом прослеживается цель выдать кредиты, которые могут понадобиться стране, как можно под более высокие проценты и на более жестких условия. Вот и все – в этом как раз и есть суть.

Это еще не все: ожидается, что вслед за Standart & Poor’s рейтинг нашей страны понизит и агентство Moody`s. Вот почему Минфин очень правильно отметил, что считает последний рейтинг Standard & Poor’s необъективным и выразил сожаление по этому поводу.

Вместе с этим, Министерство финансов надеется, что незамедлительное понижение агентством «Standard & Poor’s» кредитного рейтинга страны на фоне снижения цен на нефть и нефтяные продукты также оперативно поднимется в случае повышения цен на сырьевые продукты и инвестиционный рейтинг страны будет восстановлен.

Да, кстати, с прошлой недели цены на нефть начали расти...

Парвиз ГЕЙДАРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА