Опасные игры с нефтью: `game over` - АНАЛИТИКА

  25 ЯНВАРЬ 2016    Прочитано: 5545
Опасные игры с нефтью: `game over` - АНАЛИТИКА

Когда цена барреля нефти упала ниже 30 долларов, на мировых биржах началась лихорадка, а когда опустилась ниже отметки в 29 долларов за баррель, это было подобно землетрясению. Конец позапрошлой и начало прошлой недели все ведущие биржи мира завершали торги с огромными убытками.

В США индекс Dow Jones за день упал на 2,5% и приблизился к психологической отметке в 16000 пунктов. Индексы Nasdaq и S&P снизились на 3,3% и 2,6% соответственно. Все три индекса достигли минимума августа 2015 года. Если учесть, что в США едва ли не в каждой семье есть держатели акций тех или иных компаний, то можно представить, какое это вызвало серьезное экономическое и социальное беспокойство в стране. Ведь, если бы снижение цены на нефть продолжилось бы, все бы выкинули свои акции на продажу.



Однако, это означало крах не только для фондовых рынков Соединенных Штатов. В Великобритании индекс FTSE 100 упал где-то на 2%, а в Германии индекс DAX – на 2,56. Акции известных компаний и банков по обе стороны Атлантики за день потеряли 5-6% своей стоимости.

Конечно, в этих условиях российский индекс RTS получил едва ли не самый сильный удар – он снизился на 6,3%: когда цена нефти упала ниже психологической отметки, инвесторы в панике начали сбывать акции российский компаний.

Удар «медведей» («медведи» на бирже ожидают понижения цен, заключают контракты на продажу при понижении цен, чтобы купить дешевле – ред.) был силен и по фондовым биржам стран Востока. После известий о том, что Иран возвращается на нефтяной рынок, биржи акций Катара и Дубая завершили торги на позапрошлой неделе с 6% снижением. На крупнейшем в арабском мире фондовом рынке Саудовской Аравии снижение достигло 6,5%.

Основной индекс фондового рынка Китая и всей Азии в целом Shanghai Composite Index, снизивших на 3,5%, достиг минимума за последние 13 месяцев. Вслед за этим китайские банки приостановили выдачу кредитов малому бизнесу страны. Японский индекс Nikkei потерял 41%, а гонконгский Hang Seng и австралийский ASX – до 2%. Для того, чтобы не допустить удешевления юаня, Центробанк КНР только на прошлой неделе вынужден был провести интервенцию в размере 60 млрд. долларов.

Все это привело к ажиотажу среди инвесторов во всем мире, поскольку за столь короткое время они потеряли на фондовых биржах 8 триллионов долларов. С одной стороны удешевление нефти (вернее искусственное занижение ее цены), а с другой стороны повышение процентных ставок в США привели к укреплению доллара. Но продолжающийся при этом спад экономики Китая не обещал бы ничего хорошего для глобальной экономики, поскольку, если бы падение продолжилось бы в течение еще нескольких дней, то пришлось бы говорить о начале нового глобального кризиса в мировой экономике.

Вдруг всем стало ясно, что цена нефти в $29 за баррель – это критическая отметка для всей мировой экономики. Критическая - потому, что с каждым дальнейшим ее понижением будут обрушиваться индексы фондовых бирж. Т.е. попытками дальнейшего снижения цен на нефть можно было бы поставить знак равенства перед новым глобальным экономическим кризисом.

Соотношение спроса и предложения на рынке должно быть естественным, реальным. Попытки искусственно изменять это соотношение приводят к нарушению баланса в экономике в целом. Иными словами, искусственно повышать производство (предложение) нефти в условиях, когда спрос на нее падает, равносильно тому, чтобы «душить нефтью» мировую экономику.

Если нефть дешевеет, это значит, что государства, экспортирующие ее, автоматически получают уменьшение доходов, снижается их импортный потенциал, в то время, как главные рынки сбыта западных компаний находятся как раз в странах, экспортирующих нефть. Самые крупные поставки автомобилей, самолетов, военной техники Европа и США делали именно в эти страны. Быстрорастущий строительный сектор стран-экспортеров нефти был большим рынком для разнопрофильных западных компаний: начиная от металлургических и заканчивая производителями бытовой техники. Теперь же, те, кто «удешевляют» нефть, фактически, закрыли эти рынки.

Поэтому и не удивительно, что президент Франции Франсуа Олланд ввел на прошлой неделе чрезвычайное экономическое положение в стране: уровень безработицы во Франции достиг 10%. «Мы должны пересмотреть экономическую и социальную модель нашего государства», - сказал Олланд, хотя и сам до конца не представляет, что для этого нужно делать.

Но в наиболее угрожающем положении оказался Китай. В прошлом году рост ВВП составил 6,9% - а это минимальный показатель роста экономики страны за последние 15 лет. Центробанк КНР снизил процентные ставки в 6 раз, валютные резервы страны сократились на 513 млрд. долларов – до 3, 3 триллионов долларов. Теперь Китай хочет построить новый тип экономики, перенаправив ее акценты с иностранных инвестиций и экспорта на внутреннее производство и сектор обслуживания. Если «мастерская мира» закроется, это будет серьезный удар по глобальной экономике.

После всего этого те, кто «играли» с ценами на нефть, поняли, что «game over» (игра окончена – ред.). И, как результат, цена не нефть поползла наверх, преодолев отметку в 30 долларов за баррель, после чего ситуация на мировых биржах стабилизируется и все вернется на круги своя.

Вюсал МАМЕДОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА