Причины нового противостояния на Ближнем Востоке - АНАЛИТИКА

  05 ЯНВАРЬ 2016    Прочитано: 5741
Причины нового противостояния на Ближнем Востоке - АНАЛИТИКА

Казнь 47 шиитов в Саудовской Аравии вызвала резкую негативную реакцию Ирана. Иран распространил официальное заявление, в котором осудил этот шаг Саудовской Аравии, а в самом Тегеране шиитские активисты напали на саудовское посольство.

Эр-Риад расценил заявление официального Тегерана как вмешательство в свои внутренние дела и, не ограничившись лишь предъявлением ноты протеста, принял решение разорвать дипломатические отношения с Ираном. Бахрейн и Судан также разорвали дипотношения с Ираном.

Особенно сильный гнев иранцев вызвала казнь популярного шиитского богослова Нимра ан-Нимра, которого обвинили в причастности к террористической деятельности. Интересно, что ан-Нимр - араб по национальности - был гражданином Саудовской Аравии, и поначалу кажется не совсем понятным, почему его казнь вызвала столь громкий резонанс в Иране, и, тем более, в организации «Хезболла».

Ан-Нимр около 10 лет получал образование в Иране и Сирии, после чего вернулся на родину и начал защищать права шиитов. Есть сведения о том, что в 2011-м году - в самом разгаре «арабской весны» - он принимал участие и был одним из главных организаторов акций протеста против правящей королевской семьи в Саудовской Аравии.

Столь жесткую реакцию Ирана на то, что Саудовская Аравия на своей территории казнила своего же гражданина, можно считать косвенной поддержкой тех, кто выступает против существующего режима в Саудовской Аравии. Вполне возможно, что казнь саудитами шиитских религиозных деятелей преследовала цель вынудить Иран пойти на открытый конфликт с ними.

Иран следит за всеми процессами, происходящими на Ближнем Востоке, и вмешивается в них, когда считает это нужным для себя. Наряду с тем, что Иран сохраняет свое влияние в регионе, он не вступает ни с одним государством региона в открытый конфликт. Тегеран, ради собственных интересов, искусно смог привлечь Россию на сторону шиитского объединения в сирийском конфликте. Тем самым предвкушаемая суннитами скорая победа над Башаром Асадом была «отодвинута на неопределенное время».

Можно предположить, что Иран не ждал обострения отношений с Саудовской Аравией, и прогнозировал, что на этот раз его недовольство ограничится лишь протестными заявлениями. Но демонстрация Эр-Риадом жесткой реакции усугубляет положение Тегерана в этой ситуации, поскольку в настоящее время позиции Ирана в регионе не столь сильны, как хотелось бы Тегерану. Поэтому в этой ситуации развязывание войны Ираном было бы равносильно прыжку через огонь с завязанными глазами.

В отличие от Ирана, Саудовская Аравия создала большую военную коалицию с участием стран региона и эта военная коалиция однажды уже «прошла испытания» в Йемене.



Если учесть, что главная борьба между шиитами и суннитами на Ближнем Востоке будет идти не за источники энергоресурсов, а за основные пути поставки энергоресурсов на мировой рынок, то можно предположить, что военное противостояние, которое может возникнуть между Эр-Риадом и Тегераном, будет направлено на завоевание контроля над Ормузским проливом. Фактическая оккупация Йемена со стороны суннитской коалиции стала причиной выхода Баб-эль-Мандебского пролива из-под контроля Ирана. А Ормузский пролив, который обеспечивает проход танкеров с ближневосточной нефтью в мировой океан, напрямую контролируется Тегераном – на острове Ормуз размещены подразделения ВС Ирана.

Снятие санкций против Ирана означает, что Иран сможет в неограниченном объеме осуществлять поставки нефти на мировой рынок через этот пролив. Это превратит Иран в сильного геополитического игрока и заставит усомниться в силе Саудовской Аравии, которая традиционно определяет цены на нефть. Ведь именно зависимость цен на нефть на мировом рынке от уровня добычи «черного золота» в Саудовской Аравии и является главным фактором, определяющим попадание основных геополитических сил под влияние Эр-Риада.

То, что Бахрейн, имеющий выход в Персидский залив, также выступил против Ирана, может говорить о том, что конфликт будет разворачиваться вокруг Ормузского пролива. Главный фактор, который еще более усугубляет положение Ирана в регионе - в коалиции с Эр-Риадом находятся Катар и ОАЭ, которые также имеют выход в Персидский залив. С другой стороны, Пакистан, граничащий с Ираном на юго-востоке, являлся одним из активных членов коалиции, и вместе с саудитами выступал против Йемена. Не менее удручающим фактором для Ирана является и то, что в граничащем с ним Афганистане активизируется ИГИЛ.

Усиление напряженности между Тегераном и Эр-Риадом не даст возможности Китаю воспользоваться дешевой иранской нефтью. Иными словами, Китай не сможет извлечь для себя выгоду из понижения цен на нефть, на которое США пошли для ослабления России. Конечно, Вашингтон прогнозировал то, что накал суннитско-шиитского противостояния может повлиять на цены на нефть, и именно по этой причине США решили вывести свою нефть на мировой рынок.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА