Манат подешевел. Что дальше? – АНАЛИТИКА

  22 ДЕКАБРЯ 2015    Прочитано: 6524
Манат подешевел. Что дальше? – АНАЛИТИКА

Каким бы важным и необходимым шагом не был бы переход маната к плавающему курсу, он все же негативно отразится на ряде сфер экономики страны, а также на материальном и социальном положении населения. Дело в том, что, если решение Центрального банка Азербайджана (ЦБА) от 21-го февраля о политике удешевления маната на 34% носило скорее корректирующий характер, то второе удешевление маната представляет собой резкую девальвацию.

Неслучайно говорится о том, что после девальвации курс маната будет определяться в зависимости от соотношения спроса и предложения на валютном рынке, и участие ЦБА на валютном рынке будет осуществляться в соответствии именно с этим соотношением.

Правда, председатель правления ЦБА Эльман Рустамов сказал, что регулятор не даст возможности резко менять курс маната. Таким образом, речь идет не просто о плавающем, а об управляемом плавающем курсе маната.

Вопрос в другом: сам по себе переход к политике плавающего курса не начинается, да и не должен начинаться, с одних лишь заявлений. То есть, одновременно или сразу после заявлений о переходе к плавающему курсу национальной валюты государство должно предпринять целый ряд шагов, касающихся социального финансирования из госбюджета, в том числе – осуществить индексацию банковских депозитов населения и т.п., и другие структуры правительства должны сразу же взяться за выполнение возложенных на них задач в связи с этим переходом.

Председатель ЦБА Э.Рустамов также отметил, что значительное отклонение от установленного курса маната может вызвать сильное замешательство в экономике страны.
И, конечно, больнее всего это ударит по банковскому сектору из-за ранее выданных банками кредитов.

Да, главный банкир страны заявил, что ситуация в банковском секторе стабильная. Основополагающим показателем стабильности банковского сектора в международной практике принята «адекватность капитала». «Если в международной практике этот показатель составляет 8%, то в азербайджанском банковском секторе – 17%. На сегодняшний день ликвидность азербайджанских банков вдвое выше нормы», - сказал Э.Рустамов.

Но мы хотим коснуться другого вопроса: после корректирующего действия ЦБА в феврале текущего года, ситуация с возвратом проблемных кредитов еще более ухудшилась. То есть и граждане, и банки и так находились в тяжелом положении. В целом банковский сектор, можно сказать, еще «не пришел в себя». Напомним, что банки даже были вынуждены приостановить кредитование. Рос уровень проблемных кредитов и этот процесс продолжается по сей день.

Напомним, что на 1 ноября 2015 года объем кредитных вложений со стороны кредитных организаций Азербайджана составил 18 млрд. 566,4 млн. манатов, из которых 7 млрд. 555,1 млн. манатов пришлись на домашние хозяйства (потребительские кредиты – ред.). По сравнению с сентябрём текущего года этот показатель уменьшился лишь на 35,1 млн. манатов – т.е. всего на 0,46%.

В стране многие высказывают такие абсурдные предположения и ведут обсуждения по поводу того, что, якобы, правительство «простит» часть кредитных долгов населения, или что их – кредитные долги - вообще не нужно оплачивать из-за низкого прожиточного минимума и других аналогичных показателей.

Поэтому, я думаю, что в первую очередь необходимо разработать специальный пакет предложений для тех, кто брал кредиты в долларах, а также механизм возврата долгов. Это очень важно для спасения самих банков.

Таким образом, если мы хотим выйти из сложившейся ситуации, если удешевлением маната мы хотим расширить и улучшить использование экспортного потенциала, то без участия банковской системы в этих процессах нам этого не добиться, поскольку реальный сектор экономики поддерживается за счет расширения кредитных предложений.

Неслучайно, что председатель ЦБА также отметил, что нужно предпринимать шаги для стимулирования экспорта: «Мы думаем об этом. Минэкономики и промышленности разрабатывает комплексные мероприятия и программы, которые обеспечат экспортерам выдачу дешевых кредитов и другие льготы в этом направлении», - заявил Э.Рустамов.

А для того, чтобы повысились кредитные предложения, банки должны уменьшить свои риски – т.е. объем проблемных кредитов.

Возникает вопрос, можно ли добиться всего этого без каких-либо конкретных адекватных мероприятий лишь резкой девальвацией маната или его переходом к плавающему курсу? Конечно же, нет… Так из чего же они - эти меры должны состоять? Есть несколько путей:

Во-первых, необходимо, чтобы и после 50%-го удешевления маната банковские кредиты в долларах США возвращались по прежнему курсу, т.е. по курсу 1$ = 1,05 AZN.

Во-вторых, сроки кредитов должны быть максимально увеличены.

В-третьих, банкам, имеющим большой портфель проблемных кредитов, должно оказать финансовую поддержку государство - нужно немедленно вывести на повестку дня вопрос о погашении кредитных долгов населения за счет компенсаций от государства…

Но наиболее оптимальными и самыми реальными путями выхода из этой ситуации являются первые два.

Что касается индексации банковских депозитов населения, а также организации страхования от повышения потребительских цен и других подобных шагов, то все эти мероприятия должны проводиться поэтапно.

Парвиз ГЕЙДАРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА