Вопрос, затронутый Президентом: реализуется ли проект Север-Юг? - АНАЛИТИКА

  14 ОКТЯБРЯ 2015    Прочитано: 3373
Вопрос, затронутый Президентом: реализуется ли проект Север-Юг? - АНАЛИТИКА

Обсуждаемый много лет проект транспортного коридора «Север-Юг», реализация которого задерживается, снова стал активно обсуждаться. Судя по информации, касающейся проекта, запуск железной дороги, которая соединит Россию с южными странами, может состояться в скором будущем, и Азербайджан в этом проекте будет играть роль ведущего транзитного государства.

На последнем заседании Кабмина Президент Ильхам Алиев, коснувшись этого вопроса, особенно подчеркнул, что запуск транспортного коридора Север-Юг может принести Азербайджану и экономические, и политические дивиденды. Теперь уже и иранская сторона делает одобрительные заявления по этому вопросу, и переговоры между соответствующими структурами двух стран, направленные на реализацию проекта, стали более интенсивными.

Последняя встреча двусторонней ирано-азербайджанской комиссии по экономическим, торговым и гуманитарным вопросам в этой связи состоялась 9 октября в азербайджанском городе Астара. Сопредседателями комиссии стали министр экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев и министр связи и информационных технологий Ирана Махмуд Ваези. После встречи Махмуд Ваези отметил, что «международный транспортный коридор Север-Юг не только соединит транзитные пути двух стран, но и создаст условия для осуществления грузоперевозок с охватом стран от Индии до Европы».

5 октября этого года состоялась встреча президента ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавида Гурбанова с главой ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым, на которой также обсуждались возможные варианты реализации проекта «Север-Юг».

Напомним, что в мае этого года железнодорожными управлениями двух стран был подписан совместный Меморандум, в котором, в рамках данного проекта, предусмотрено увеличение грузоперевозок между двумя странами.

Несмотря на то, что в 2000-м году между Россией, Ираном, Азербайджаном и Индией были подписаны соответствующие межгосударственные соглашения по реализации данного проекта, и что до 2005-го года в этом направлении были выполнены определенные работы, обсуждения данного проекта со временем как-то поутихли. Можно было бы предположить, что причиной задержки реализации проекта стал армянский фактор - Россия с Ираном хотели каким-то образом подключить Армению к этому проекту. Именно поэтому в 2008-м году началось активное обсуждение проекта железнодорожного коридора между Ираном и Арменией. Впервые об этом заявил президент Армении Серж Саргсян, и он отметил, что проект будет реализован в течение ближайших лет.

В 2012 году заявления Владимира Якунина - тогдашнего руководителя ОАО «Российские железные дороги», которое, по сути, являлось фактическим хозяином «Армянских железных дорог», о том, что прокладка ж/д коридора между Ираном и Арменией, породило у армян еще большие надежды. Заявления официальных лиц Китая о возрождении «Шелкового пути» пришлись именно на тот период. На фоне обострения отношений России с Западом, Москва старалась наладить экономические отношения с Китаем, и потому двусторонние встречи стали заметно более интенсивными.

Москва пыталась привлечь к использованию выстроенных ею экономических связей с Пекином и Армению. Ереван еще более «вдохновился», когда руководство Китая заявило о том, что Армения получит свое место в проекте «Шелковый путь». Но к началу 2015 года ситуация изменилась в пользу Азербайджана, и тот же Якунин заявил, что прокладка ж/д линии Иран-Армения не эффективна. Таким образом, на больших экономических «надеждах» Еревана был поставлен крест.

И в самом деле, если невозможно осуществлять грузоперевозки в Россию через Армению, то прокладка этой ж/д дороги с экономической точки зрения, естественно, не могла оказаться выгодной ни для Тегерана, ни для Москвы. Не верится, что Иран построит эту ж/д дорогу, затратив на это 3,5 млрд., только для того, чтобы осуществлять грузоперевозки через Армению. Также невозможно представить себе, что Россия будет тратить средства на этот, не обещающий никакой прибыли, проект в условиях переживаемого ей экономического кризиса.

Главная причина невозможности этого проекта в том, что ж/д ветка, соединяющая Армению с Россией, пройдет по территории Абхазии, оккупированной Грузией. Состояние конфликта, в котором находятся Грузия и Россия, принудили эти страны разорвать двусторонние экономические отношения. После военного вмешательства России в Грузию в 2008-м году, Армения надеялась, что Россия захватит Грузию, и что, таким образом, будет положен конец армяно-российского «разлуке». Саргсян тогда явно поспешил со своими заявлениями об открытии ирано-армянского транспортного коридора.

На парламентских выборах в 2012-м году партия президента Саакашвили проиграла партии Бидзина Иванишвили, считавшегося тогда пророссийски настроенной, и, согласно, конституционным реформам, основные полномочия отошли к Иванишвили, избранному премьером. Тогда пошла вторая волна активных обсуждений транспортного коридора Иран-Армения.

Однако, когда Россия осознала, что стратегические позиции Грузии не зависят от изменений в правительстве, она была вынуждена отказаться от планов по экономическому «возрождению» Армении.

Но не только с этим было связано то, что Россия с Ираном сделали ставку на Азербайджан. Эти государства подтолкнул к сотрудничеству с Азербайджаном целый ряд факторов.

Экономический кризис в России, возникший по причине прекращения ее связей с Западом, побудил Москву к сотрудничеству с Востоком. Для выхода из кризиса Москва начала искать новые модели экономического сотрудничества. К тому же, созданный по инициативе Путина, Евразийский Союз должен был усилить экономическое взаимодействие между странами-членами. Одновременно, Москва, для того, чтобы держать Прикаспий под своим контролем, должна была наладить экономические связи с прикаспийскими государствами. В этом смысле, восстановление сети грузоперевозок и ее связь с Россией: Иран-Туркменистан-Казахстан-Россия, Иран-Азербайджан-Россия, Казахстан-Азербайджан, Туркменистан-Азербайджан – отвечали интересам Москвы. Положительное влияние на этот процесс оказало и то, что Азербайджан не прекратил отношений с Россией, несмотря на давление со стороны Европы.

Если учесть присоединение России к военным операциям на территории Сирии, и то, что и Иран не скрывает свою поддержку силам Асада, то становится ясно, насколько важно этим двум государствам создать транспортный коридор для осуществления грузоперевозок.

Выступление Азербайджана в роли транзитного государства, наряду с экономическими выгодами, повышает и геополитическое значение нашей страны: в Азербайджане заинтересованы и Россия с Ираном, и анти-Асадовская коалиция, в которой состоят США, Европа, Турция и Саудовская Аравия.
Следует отметить и особое влияние позиции Ирана на реализацию проекта Север-Юг. Этот проект позволит иранским товаром выйти не только на российский рынок, но, и в то же время, на рынки Грузии, Черного моря и Турции, поскольку сдача в эксплуатацию в Азербайджане ж/д Баку-Тбилиси-Карс соединит Восток с Западом. Поэтому, даже если Россия и откажется от проекта Север-Юг, это не нисколько не отпугнет от него Иран, поскольку проект Север-Юг откроет перед Тегераном «окно» в Европу.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА
Взгляд.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА