Турция в курдской ловушке – АНАЛИТИКА

  14 СЕНТЯБРЯ 2015    Прочитано: 4365
Турция в курдской ловушке – АНАЛИТИКА

Террористические операции под видом «борьбы с ИГИЛ», начатые в Сирии и Ираке правительством, сформированным Партией справедливости и развития (AKP), возымели обратный эффект и продолжают вызывать негативные результаты в Турции. В стране вновь вспыхнул огонь террора Рабочей партии Курдистана (PKK), в результате чего ежедневно погибают турецкие солдаты.

В действительности наступательный план Эрдогана можно было бы считать выгодным и с точки зрения национальных интересов Турции, и для усиления позиций ПСР, которая не смогла набрать нужное количество голосов на выборах. Турецкие солдаты входя в Сирию, и фактически занимая территорию иностранного государства, уничтожали членов PKK внутри страны и за границей. Победы, завоеванные в условиях войны, прибавили популярности партии и создали AKP возможность получить преимущество на внеочередных выборах в парламент.

Однако, направленность противостояния на саму Турцию говорит о том, что процесс пошел не по плану и уже вышел из-под контроля. По крайней мере, хотя бы потому, что Турция, с головой ушедшая в решение внутренних беспорядков, не может выделить достаточно сил для внешних вмешательств. А это на руку тем силам в Сирии, которые не хотят потерять прежних позиций, и дает им время для того, чтобы занять новые позиции.

Можно считать, что оценки Эрдогана, связанные с Партией демократии народов (HDP), оправдались не в полной мере. Например, президент мог полагать, что создание условий для прохождения HDP в парламент позволит курдам, которые хотят вести борьбу за свои права цивильным путем, отмежеваться от радикалов. Таким образом удалось бы очиститься от остатков террористов. Однако лидер HDP Салахеддин Демирташ расценивает происходящий террор как ответ на начатую правительством войну, а это говорит о том, что сепаратисты в любой миг могут перейти от цивилизованной борьбы к борьбе вооруженной. А это означает, что HDP по сути, является крылом PKK в парламенте. То есть внутри государства существует неподвластная ему политическая партия, которая имеет вооруженные силы. Это больше похоже на синтез террористической организации и партии.

Такое случалось и раньше: например, в 2006 году на выборах в парламент Палестинской автономии победу одержали представители террористической организации ХАМАС, однако Махмуд Аббас не захотел включить их в состав правительства, в результате ХАМАС отделила от Палестины Сектор газа и вышла из подчинения государству. В Ливане террористическая организация «Хизбалла» выдвигает своих кандидатов на каждых парламентских и муниципальных выборах. В Египте представитель террористической организации «Братья-мусульмане» Мухаммед Мурси одержал победу на президентских выборах в 2012 году, но затем был свернут военными.

Причина возникновения таких ситуаций в том, что в определенной стране или регионе группа людей, чаще всего религиозная или этническая, приходит в выводу, что ее права не обеспечиваются в полной мере, и начинает борьбу за них. Это происходит, когда религиозные и национальные ценности этих меньшинств расходятся с государственными. На первом этапе борьбы с меньшинством государство с легкостью одерживает над ним верх, поскольку располагает оружием. Но затем, с помощью внешних сил, меньшинства начинают вооружаться и организовываться, а потому у них появляются силы, чтобы оказывать сопротивление государству. Только после этого государство принимает решение о признании прав этих меньшинств, они ими начинают пользоваться, но разоружаться не спешат, поскольку больше не доверяют государству. На этот раз государству становится все сложнее совладать с меньшинствами, поскольку сепаратисты начинают использовать общественное мнение в свою пользу.

В том, что PKK в очередной раз «подняло голову», могут быть заинтересованы такие внешние силы, как Россия, Иран и Сирия, поскольку Россия и Иран хотят, чтобы у власти оставался Асад и оказывают ему военную поддержу в борьбе с оппозицией. По последним данным Россия наращивает военную группировку в порту Тартус.

По сравнению с Ираном, Ираком и Сирией, Россия всегда оказывала более сильное влияние на курдский этнос. На протяжении всей истории курды служили интересам России. Благодаря курдам, можно сказать, СССР удерживало под свои контролем такие страны Ближнего Востока как Ирак, Иран и Сирию. После второй мировой войны были организованы нелегальные курдские организации: в Иране – «Демократическая партия Иранского Курдистана», в Ираке – «Демократическая партия Курдистана», и аналогичные организации в Турции и Сирии.

В 1947 году лидер иранских курдов Молла Мустафа Берзани попросил политического убежища в СССР. В то время благодаря хорошим отношениям с Ираном Москва хотела использовать курдов против стратегических партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке – Ирака и Турции. Бойцов-курдов, с семьями прибывших в СССР, размещали в сельских районах Узбекистана. Безани и его офицеры получили специальное образование в советских высших военных школах и академиях. Курды изучали тактику ведения партизанской войны и организацию терактов.

Тофиг АСКЕРОВ
Гюльнара ЗЕЙНАЛОВА


Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА