Чем может ознаменоваться такое противостояние? - АНАЛИТИКА

  30 АПРЕЛЬ 2015    Прочитано: 1673
Чем может ознаменоваться такое противостояние? - АНАЛИТИКА

Сахиль Искандеров, политолог
Специально для Vzglyad.az

Как и следовало ожидать, на последней «Прямой линии» в общении с россиянами одной из самых обсуждаемых проблем было отношения России с внешним миром, в контексте современных сложных геополитических процессов. Вполне очевидно, что главной матрицей этого момента выступали именно события и противостояние между Россией и Западом, разыгрывающиеся вокруг украинского кризиса.

Касаясь этой проблемы, В.Путин отметил, что Россия не хочет ни с кем воевать. Но, вместе с тем, она будет продолжать наращивать обороноспособность. Но, и добавил: «Никому не желаю, чтобы считал Россию своим врагом. Выступать против России – выбор любой страны. Хотя иногда на это влияет Вашингтон, мы относимся к этому выбору с уважением».

По логике вещей, эти слова являются завуалированным предупреждением в адрес тех, кто в шаговой доступности российских границ своими действиями пытается раздражать Кремль или же вовсе хотят заманить ее в ловушку в виде серьезного военного столкновения. Тем более, что общественное мнение в России является серьезным подспорьем для такой риторики В.Путина. Так как, по результатам опроса, недавно проведенного ВЦИОМ, свидетельствует, что 83% респондентов положительно оценивают ситуацию в стране.

Для сравнения отметим, что в 2010 году эта цифра составляла 57%. Особенно быстро позитивное отношение выросло с началом 2015 года. Доля же негативных оценок ситуации, напротив, за этот период сократилась с 35-и до 13%. Эксперты такой своеобразный мощный карт-бланш российскому президенту со стороны населения, даже несмотря на серьезные экономические проблемы, в первую очередь связывает его жесткой внешней политикой в контексте противостояния Запад-Россия.

Такое положение вещей тогда практически девальвирует теорию американского ученого и апологета неолиберализма Френсиса Фукуямы, расценившего распад СССР как исчезновение последней иррациональной державы в мире. Он доказывал, что в Советском Союзе не экономика определяла курс политики (как внешней, так и внутренней), а с точностью наоборот.

Поэтому, после окончания «холодной войны» в мире наступает торжество неолиберальных ценностей, когда экономическая выгода будет главным определяющим фактором для тех или иных действий государств и людей. Но, сегодня этот тезис не находит свое подтверждение, и причем благодаря политике Вашингтона. В противном случае, как утверждает Москва, США в угоду реализации своих геополитических амбиций, мало того, что всячески ограничивают свои экономические связи с Россией, но, и, оказывая мощное давление на другие западные страны, их тоже вынуждают замораживать взаимовыгодное сотрудничество в некоторых сферах.

Получается, что сегодня именно Вашингтон привязывает экономику к фарватеру политики. Москва, вынужденная ответить на западные санкции, в свою очередь, запрещает доступ на свои рынки некоторым западным товарам. В результате, все это негативно отражается не только на экономиках стран, вовлеченных в противоборство, но, и всего мира в целом. Но, если в любом случае, все это как раз-то продиктовано борьбой Запада за продвижение собственных экономических интересов и новые рынки, тогда придется признаваться в том, что все лозунги о торжестве демократии, соблюдении прав человека, либеральных ценностях и др. не более чем циничная ложь, для оправдания своей экспансионистской политики. А это равносильно тому, что признать правильность политики Москвы, заявляющей, что в целях защиты своих экономических интересов, она вынуждена сильно ограничить в свои рынки доступ Украины, через которую туда беспошлинно могут хлынуть европейские товары.

Кстати, известный английский геополитик, автор теории «Хартленд» Хелфорд Маккиндер категорически выступал против развития свободной торговли. Так как, по его мнению, свободная конкуренция на мировых рынках чревата войной. Задачу В.Путина в борьбе с Вашингтоном в определенной степени облегчает также бреши в едином Западном фронте, которые объясняются как экономическими, так и политическими мотивами отдельных государств. Крупные экономические партнеры России в ЕС (Германия, Франция, Италия), хотя и вынуждены поддерживать линию поведения Вашингтона, бизнес-элита периодически серьезно ропщет по этому поводу. Даже, Париж, сегодня отличающийся твердой проамериканской позицией, из-за риска огромных финансовых потерь, никак не осмеливается жестко и бесповоротно отказать Москве в доставке двух кораблей вертолетоносцев.

А натовские и заокеанские союзники Франции не готовы взвалить на себя финансовое бремя этого контракта. Серьезным недовольством деловых кругов и политических оппонентов своей страны столкнулась канцлер Германии А.Меркель, произнесшая самую резкую антироссийскую речь на саммите G20 в Брисбене. Например, еще в конце ноября прошлого года замглавы фракции левых в Бундестаге Сара Вагенкнехт подвергла жесткой критике ее политику в отношении России, обвиняя в предпочтении интересов США интересам собственного народа. Благодаря чему, канцлер Германии проиграла все наследие политики разрядки и привела Европу к новой холодной войне, к опасности распространения пожара. Такая политика обозначила контуры разногласия и в правительстве Германии, что может привести к распаду большой коалиции в составе ХДС/ХСС и СДПГ. Причем глава МИД Германии Ф.-В.Штайнмайер, являющийся дипломатом-тяжеловесом, периодически выступает заявлениями, диссонирующими позицией А.Меркель. Для канцлера Германии и ее команды неприятным сюрпризом также можно считать и критику таких патриархов немецкой политики как экс-канцлеров Гельмут Коль (прародитель объединенной Германии в конце 80-х годов), Герхард Шредер, Гельмут Шмидт и бывшего главы МИД (1974-1992 гг) Ганс-Дитрих Геншер.

А сокращение германского экспорта в Россию почти на 30% после введения Евросоюзом санкций, инициирует рост протестных настроений в немецкой бизнес среде, кровно заинтересованных в российском рынке. В данном противостоянии в пользу В.Путина играют также резкая критика политики Запада в отношении России со стороны премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и президента Чехии Милоша Земана. Хотя, большинство западных СМИ окрестили их как подкупленные рупоры Кремля, вряд ли, это такая уж истина на последней инстанции. Скорее всего, они относятся к числу политиков, противившихся безоговорочному подчинению Европы политической воли Вашингтона.

К тому же, два лауреата Нобелевской премии мира—бывший госсекретарь США Генри Киссинджер и последний руководитель СССР Михаил Горбачев, которого большинство россиян считают предателем интересов собственной страны, своими заявлениями внесли полную сумятицу в стан оппонентов российского президента. Г.Киссинджер обвинил запад в неверной оценки значения Украины для России и в контрпродуктивном шаге с применением санкций против нее. Причем для исправления данного опрометчивого шага свои надежды он связал именно с Германией, как с важнейшей страной в Европе. Примечательно, что на Западе особое сожаление вызвали не критика собственных политических тяжеловесов, а именно позиция М.Горбачева, выступившего в защиту политики В.Путина, хотя до недавнего времени неоднократно обрушивался резкой критикой в его адрес. На Западе это расценили как предательство с его стороны собственных принципов о демократии.

И последнее. Предполагаю, что лидеры большинства Западных стран поступили очень опрометчиво, отказавшись приехать в Москву на празднование 70-летия Победы над фашизмом. Такой поступок со стороны абсолютного большинства россиян расценена как попытка отнять у России самого святое святых—Великую Победу, чего они не могут простить никому. Москва это расценивает как попытку Запада, пересмотреть контуры миропорядка, расчерченного по взаимной договоренности после Второй мировой войны. Иными словами, инициирование полного переформатирования Ялтинской системы международных отношений.

На этом фоне обещание Генсека ООН Пан Ги Муна приехать на празднование 70-летия Победы в Москве может сыграть нивелирующую роль в резком российско-западном диалоге. Кроме того, эквилибристика западных политиков в этом вопросе открывает российским властям огромнейшие маневренные просторы, для обвинения в саботировании борьбы против неонацизма и национал-шовинизма. Вряд ли при таком раскладе, несмотря на самые жесткие санкции и попытки Запада дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в России, В.Путин будет чувствовать какой-то дискомфорт для своей власти. А каким финалом может ознаменоваться такое долгое противостояние, тут бабушка еще надвое сказала. Как говорят русские.
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА