Эрдоган будет склонять Иран в пользу TANAP

  07 АПРЕЛЬ 2015    Прочитано: 6742
Эрдоган будет склонять Иран в пользу TANAP

Первым зарубежным лидером, который посетит Тегеран после прорыва на переговорах по иранской ядерной программе, станет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Как сообщает Взгляд.az со ссылкой на турецкие СМИ, одним из обсуждаемых вопросов турецкого президента в Тегеране станет энергетика.

Не менее принципиальный вопрос — будущее транзита иранского газа в Европу. Снятие санкций в перспективе позволит Тегерану увеличить экспорт газа в Европу до 20 млрд куб. м в год, что приведет к неизбежному столкновению интересов России и Ирана. Турция же сможет усилить свои позиции в качестве регионального энергетического “хаба” и ключевого транзитера газа в ЕС.

Иранский газ поступает в Турцию по трубопроводу Тебриз–Анкара пропускной способностью 14 млрд куб. м в год. Эта магистраль планировалась как часть более масштабного проекта — трубопровода “Парс”, который был призван связать газоносное месторождение Южный Парс с Европой через Турцию, Грецию и Италию, разделившись затем на две ветки: северную, ведущую в Германию, Австрию и Швейцарию, и южную, ведущую во Францию и Испанию. Мощность проекта, который так и не был реализован из-за санкций, наложенных на Тегеран, оценивалась в 37 млрд куб. м.

В 2008 году иранские и турецкие власти заключили меморандум об укреплении сотрудничества по проекту “Парс”. “Но он из-за санкций был отложен в долгий ящик,— пояснил “Коммерсантъ” партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.— Теперь Иран стремится наладить новый канал продажи газа в Европу”.

Танер Йылдыз вчера подтвердил, что намерен обсудить с иранскими коллегами перспективы транспортировки иранского газа через Турцию. Он уточнил: предпосылки для обсуждения этого вопроса создает прорыв на переговорах Тегерана и “шестерки” международных посредников по иранской ядерной программе, сделавший реальными перспективы снятия с Тегерана международных санкций.

По оценкам экспертов, в случае снятия санкций к 2020 году Иран сможет добывать до 215 млрд куб. м природного газа в год, а экспортировать — до 35 млрд куб. м, в том числе до 20 млрд куб. м — в Европу. О возможных вариантах экспорта природного газа в иранском руководстве говорили с прошлой осени. Президент Хасан Роухани в ходе встречи на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре заявил своему австрийскому коллеге Хайнцу Фишеру, что в свете конфликта вокруг Украины, который может обернуться перебоями в поставках российского газа в ЕС, Иран готов предложить Европе “надежный источник газа, обладающий большим потенциалом”.

В руководстве же ЕС и до этого давали понять, что изучают на перспективу возможность закупок иранского газа — в качестве меры, которая позволила бы снизить зависимость от поставок российского топлива. В руководстве Турции до этого заявляли, что рассматривают Иран в качестве потенциального участника Трансанатолийского газопровода (TANAP) — магистрали, предусматривающей транспортировку газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз на границу Турции с Европой. Запустив в середине марта работы по возведению турецкого участка TANAP, власти Турции объявили: этот проект не стоит расценивать как конкурента “Турецкого потока” — проекта газопровода из России в Турцию, о создании которого президент РФ Владимир Путин объявил в ходе своего недавнего визита в Анкару (см. “Коммерсантъ” от 2 декабря 2014 года).

На днях стало известно, что азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR рассматривает предложение по продаже Ирану части своей доли в TANAP. А президент SOCAR Ровнаг Абдуллаев высказался о снятии санкций с Тегерана как о свершившемся факте: “После решения о снятии санкций с Ирана актуальность TANAP выросла еще больше”.

Михаил Крутихин убежден: такая перспектива привела бы к неизбежному столкновению интересов РФ и Ирана, а также к усилению позиций Турции, стремящейся получить статус ключевого транзитера газа в регионе. “Турецкие власти заинтересованы в том, чтобы стать перевалочным пунктом на пути транзита газа в Европу из Каспийского и Ближневосточного регионов”,— говорит господин Крутихин.

Позицию Анкары “Коммерсантъ” разъяснил собеседник в Минэнерго Турции: “Мы приветствуем диверсификацию экспортеров газа, а в обмен гарантируем безопасность транзитных поставок по территории Турции в Европу”.

Взгляд.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА