Когда количество не переходит в качество

  17 АПРЕЛЬ 2024    Прочитано: 874
Когда количество не переходит в качество

Как известно, долго ожидаемый ответ Ирана наконец разразился ночной атакой 14 апреля 2024 года. Направленная против Государства Израиль «непобедимая армада» состоящая из 185 дронов «Шахед», 36 крылатых и 110 баллистических ракет оказалась неспособной преодолеть систему противоракетной обороны еврейского государства. 99% изделий иранского военпрома было сбито американскими, французскими, британскими, иорданскими и понятное дело израильскими противоракетными системами.

Незначительный ущерб был нанесен авиабазе Неватим и 31 человек обратился за медицинской помощью, среди которых раненая в ногу 7 летняя девочка из бедуинского поселка. Иранскую атаку, как и следовало ожидать поддержали ливанская «Хезболла», йеменские хуситы и шиитские ополченцы из Ирака. Самым неожиданным явилась поддержка, которую получил Израиль от Иордании, Египта, Саудовской Аравии, ОАЕ, Марокко и т.д. Так что налицо четкое размежевание между складывающимся семитским блоком и шиитским Ираном с его немногочисленными сателлитами.

Видимо испугавшись собственной смелости, и опасаясь расширения конфликта, который может привести к непредсказуемым последствиям глава штаба ВС Ирана Мохаммад Бакери поспешил заявить: операция возмездия закончена, продолжение не планируется. Однако, если Иерусалим «ответит на ответ», то он «получит реакцию двойной силы», пишет Tasnim. В этом отношении существенную роль будет играть позиция президента США Джо Байдена, который в преддверии выборов опасается совершать резкие движения.

Наверное, поэтому Соединенные Штаты поспешили заявить, что они не будут ввязываться в наступательные операции против Ирана. Байден позвонил премьеру Нетаньяху и назвал успешное отражение ударов «победой» намекая на то, что продолжать конфронтацию далее не следует. Правда, мы считаем, что на фоне внешнеполитических провалов нынешней администрации маленькая победоносная война ей бы не помешала.

В данном конкретном случае просматриваются два варианта. Первый - обе стороны как бы сохранили лицо и на время успокоились. И второй – Израиль наконец получил долгожданную легитимацию на нанесение сокрушительного удара по «ядерной программе» Тегерана. Мы больше склоняемся к второму варианту, как наиболее прагматичному, тем более, что Израилю незачем опасаться сухопутного вторжения иранских войск, которым в этом случае придется нарушить суверенитет ряда государств. К тому же вооруженные силы этой страны несмотря на их многочисленность имеют достаточно слабую материально-техническую базу.

Сравним вооруженные силы и оснащение противоборствующих сторон по их состоянию на текущий период. В настоящее время в Иране проживает 89 млн. человек. В Израиле – порядка 10 млн. Соответственно, число граждан, потенциально годных для военной службы в Исламской республике свыше 41 млн., а в еврейском государстве чуть больше 3 млн. В армии Ирана служит 610 тыс. человек, тогда как в Израиле менее 176 тыс. Если учитывать военизированные формирования и резервистов, то соотношение будет 1 млн. персов против 642 тыс. евреев. В современной войне решающее значение имеет не столько численность армии, сколько ее техническая оснащенность и профессиональная подготовка. На вооружении Ирана имеется 551 самолет, у Израиля их 612. По вертолетам Исламская республика также уступает: 129 против 146. Танков у Ирана больше: около 2 тысяч, тогда как у Израиля менее 1,5 тыс. Исламская республика существенно превосходит Израиль по РСЗО (реактивные системы залпового огня): 775 против 150, а вот по самоходным артиллерийским установкам (САУ) она значительно уступает: 580 против 650.

По буксируемой артиллерии у Ирана превосходство: 2050 орудий против 300. Надо учитывать, что данные расчеты чисто количественные: большая часть техники Ирана намного «старше» чем у Израиля. В случае масштабной войны основные боевые действия будут вестись с помощью авиации, БПЛА и ракет. Оценка количества ракет в арсенале Ирана затруднена из-за отсутствия надежной информации. Тем не менее считается, что Иран обладает крупнейшим и наиболее разнообразным ракетным арсеналом на Ближнем Востоке. Согласно заявлению командующего Центрального командования США генерала Кеннета Маккензи, Иран имеет «более 3000» баллистических ракет. Однако лишь треть из них по своим характеристикам способна достичь Израиля.

Численность ракет Израиля, способных долететь до Ирана неизвестна. Зато, согласно различным оценкам, страна может иметь от 80 до 200 единиц ядерного оружия. С большой долей вероятности Израиль, обладает стратегической ядерной триадой, то есть имеет на вооружении средства доставки ядерного оружия в трех природных средах — с земли (баллистические ракеты «Иерихон», обладающие дальностью полета от 500 до 7000 км), воздуха с помощью бомбардировщиков F-15I Ra’am («Гром») и моря с подводных лодок «Дольфин», оснащенных ракетами дальностью полета до 1500 км.

Все они могут достичь Ирана. Конечно, всякое сравнение относительно. Любое оружие само по себе ничего из себя не представляет и здесь главную роль играет профессионализм солдат и офицерского корпуса, уровень образования, дисциплина, слаженность и взаимодействие различных родов войск. Кроме того, немаловажное значение имеет мотивация солдат и офицеров, их патриотизм, борьба за собственный дом и будущее страны, а не мифическое стремление попасть в рай к 72 гуриям. Так что события 14 апреля, видимо, будут иметь свое продолжение, которое может привести к новому переделу границ в регионе Большого Ближнего Востока.

Автор: Моисей Беккер, азербайджанский политолог.
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА