Олег Червинский: Схема переработки казахстанской нефти в Азербайджане выглядит достаточно логичной - ВИДЕО

  08 НОЯБРЯ 2023    Прочитано: 1755
Олег Червинский: Схема переработки казахстанской нефти в Азербайджане выглядит достаточно логичной - ВИДЕО

«Схема переработки казахстанской нефти в Азербайджане с последующим возвращением нефтепродуктов в Казахстан с целью покрытия внутреннего дефицита на первый взгляд выглядит достаточно логичной и стройной».

Об этом Vzglyad.azзаявил нефтегазовый аналитик, издатель журнала Petroleum (Казахстан) Олег Червинский.

По его словам, подобный опыт у «Казмунайгаз» есть. «В 2013 году «Казмунайгаз» полтора миллиона тонн сырой нефти поставлял на переработку на условиях толлинга на НПЗ в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. И обратно получил около миллиона тонн высококачественных нефтепродуктов, которые закрыли имеющийся дефицит. Но уже буквально через год – в начале 2014 года, эта схема перестала работать так как было подписано межправительственное соглашение между Казахстаном и Россией в рамках Таможенного союза о поставках на беспошлинной основе нефтепродуктов из России в Казахстан», - сказал он.
Эксперт отметил, что таким образом стоимость нефтепродуктов, полученных из Китая оказалась дороже, нежели прямой импорт из России.

«И с тех пор традиционно Казахстан закрывает все недостающие объемы своего ГСМ прямым импортом из России. Думаю, что примерно та же судьба на данном этапе ожидает и возможное сотрудничество Азербайджана и Казахстана в этой области. Смотрите сами. К стоимости сырой нефти необходимо будет добавить цену ее транспортировки танкерами через Каспий в Баку, оплату услуг азербайджанских НПЗ по переработке этой нефти и стоимость возврата готовых нефтепродуктов в Казахстан.
Если текущие расходы наложить на себестоимость сырой нефти, то я боюсь, что просто цена на нефтепродукты окажется не конкурентноспособной. Она окажется выше чем сегодня сложившийся уровень цен в Казахстане, тем более если принять во внимание что до сегодняшнего дня государство активно регулирует цены на бензин, дизельное топливо, сжиженный газ и они гораздо ниже, чем в соседних государствах и естественно гораздо нижи сложившихся мировых цен. В этих условиях такая схема вряд ли будет экономически привлекательна для Казахстана», - сказал Червинский.
По его словам, в Казахстане есть планы по строительству еще одного нефтеперерабатывающего завода.

«Это связно с тем, что Казахстан периодически сталкивается с дефицитом горюче-смазочных материалов, особенно если один из трех крупнейших НПЗ встает на ремонт плановый или тем более неплановый, то как правило это тут же отражается на рынке и потребители ощущают дефицит нефтепродуктов на заправках. На моей памяти лет десять уже в правительстве и обществе идут дебаты о том, что необходимо строить еще один НПЗ. Назывались разные площадки под строительство – Карагандинская и Мангистауская области. Лет пять назад правительство и «Казмунайгаз» определились, что Казахстану нужен новый завод, но дешевле чем строить новый завод в новом месте на новой площадке, было бы расширить мощность одного из существующих НПЗ и это конечно Шымкентский НПЗ как завод, который находится в самом густонаселенном регионе страны, рядом с нефтяными месторождениями. Это достаточно молодой завод, располагает свободной землей и площадками под проект расширения. В 2018 году было даже разработано ТЭО проекта расширения завода. Сегодня его мощность составляет 6 миллионов тонн. Был разработан проект увеличения этой мощности до 9 миллионов тонн, начались согласования, экспертизы этого проекта и пока это все шло к сожалению, не очень быстро правительство обновило свой прогноз социально-экономического развития страны. Власти пришли к выводу, что темпы потребления нефтепродуктов будут расти гораздо быстрее, чем это предполагалось 5 лет назад и расширение до 9 миллионов тонн уже не актуально. Буквально в прошлом году это ТЭО было переработано и завершена, принято решение об увеличении мощности Шымкентского НПЗ в два раза – с 6 до 12 миллионов тонн.

Идея очень разумная. Это будет дешевле, это будет быстрее, но встает самый ключевой вопрос – чем загружать этот завод. Как я уже говорил, цены на ГСМ в Казахстане регулируются государством и они поддерживаются на достаточно низком уровне с целью обеспечения населения дешевыми нефтепродуктами для сохранения социальной стабильности. И соответственно нефтедобывающим компаниями невыгодно поставлять нефть на переработку по внутренним ценам. Могу привести пример, в 2022 году внутренние цены на поставляемую на местные НПЗ нефть сложились на уровне 30 долларов за баррель. В то время как на экспорт за один баррель можно было выручить 70-80 долларов. Понятно, что никто не горит желанием ставить нефть по такой цене. Правительство в контрактах обязывает недропользователей поставлять определенные объемы. Это примерно 30-40% добываемой нефти в зависимости от месторождения, себестоимости и так далее.

Фактически сейчас китайские компании, которые работают в Актюбинской и Кызылординской областях, поставляют до 60% добываемой нефти в НПЗ. Естественно, что это им невыгодно. Они теряют прибыль. А мегапроекты Казахстана – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, которые дают львиную долю нефтедобычи, освобождены от обязанностей поставлять сырье на внутренний рынок. То есть, остается дочерняя компания «Казмунайгаза» и опять же китайские инвесторы, небольшие и средние частные казахстанские компании, которые правительство может заставить поставлять нефть. Но дополнительно 6 миллионов тонн на Шымкентский НПЗ в сумме эти компании не найдут и соответственно сегодня стал вопрос – чем загружать этот НПЗ?

На этот вопрос пока ответа нет. Очевидно, что без смены экономических механизмов на образование в топливном секторе, без повышения цен на ГСМ, без отказа от госрегулирования эта проблема загрузки НПЗ в Казахстане будет оставаться. Строительство нового завода остается под вопросом. Дефицит традиционно опять-таки закрывается импортом из России», - отметил эксперт.


Vzglyad.az



Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА