Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан: Кто заплатит?

  21 МАЙ 2022    Прочитано: 978
Железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан: Кто заплатит?

Существующие ограничения на транспортировку грузов из Востока на Запад (и в обратном направлении) через территорию России из-за специальной военной операции в Украине оживили не только работу альтернативных транспортно-транзитных коридоров (Срединный коридор), но и переговоры о создании новых автотранспортных коридоров. Узбекистан, Кыргызстан и Китай готовят новый автотранспортный коридор и согласовали практически все вопросы по строительству совместной железной дороги. Об этом недавно заявил глава правительства Кыргызстана Акылбек Жапаров в ходе церемонии открытия Узбекско-Кыргызского фонда развития.

На данный момент необходимо решить главные вопросы — кто будет строить железную дорогу, где начнется строительство и сколько это будет стоить. В связи с новой геополитической ситуацией в мире реализация железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» приобретает еще большее значение. Продвижение и реализация идеи диверсификации маршрутов поставок грузов – это важный фактор интеграции национальной экономики страны в мировую систему, который в свою очередь способствует и экономическому росту страны.

Проект строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, который движется черепашьим шагом с середины 1990-х годов, — это не только альтернативный маршрут транспортировки грузов из Китая в Европу, но и хорошая возможность снизить риски и минимизировать негативные последствия непредвиденных событий в транспортно-логистической сфере на фоне надвигающегося продовольственного кризиса и формирования нового мирового порядка.

За последние годы было проведено не мало важных работ, включая ряд встреч на высоком уровне между участниками касательно данного маршрута, его финансирования и сроков проекта. Но почему-то дело так и не дошло до практической реализации проекта.

Интересно, почему до сих пор не реализован проект строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан»? Сказать, что нет политического решения о необходимости строительства железной дороги, было бы, конечно, ошибкой. Президент Кыргызстана Садыр Жапаров и председатель КНР Си Цзиньпин по итогам переговоров в Пекине в феврале 2022 года высказались за ускорение проекта железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Аналогичное заявление в ходе онлайн-саммита «Государства Центральной Азии – Китай» в январе 2022 года сделал и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, предложив уже в этом году приступить к практической реализации данного проекта.

Однако несмотря на то, что политическое решение по данному вопросу достигнуто, нет единого подхода к этому вопросу. Так что же тормозит реализацию проекта? Главное препятствие – это технико-экономическое обоснование проекта. Если 20 лет назад, на реализацию проекта требовалось, например, 200-300 млн.долларов, сегодня эта цифра варьируется в пределах 5-8 млрд.долларов.

Китаю и Узбекистану в значительной степени устраивает более короткий, наименее затратный маршрут к Европе и Среднему Востоку, в то время как Кыргызстан выступает за удлиненный вариант маршрута, который мог бы соединить север и юг страны. Благодаря этому Кыргызстан сумеет обеспечить железнодорожную сеть между всеми регионами страны. Есть и другой важны вопрос, который интересует кыргызстанскую сторону, - насколько Бишкек, являясь ключевой страной в данном проекте, выиграет от его реализации. Каким образом Кыргызстан будет финансировать свою часть проекта строительства железной дороги? Точного ответа на этот вопрос нет. Но в Кыргызстане опасаются, что существует вероятность того, что такой проект существенно увеличит и без того значительный долг Кыргызстана перед кредиторами. Однако реализация любого инфраструктурного проекта сопровождается рисками. Также как и любая прибыль сопровождается риском: чем выше уровень риска, тем больше прибыли. Но именно благодаря наличию рисков страны занимают свое место на мировом рынке. Риски – это союзники того, кто умеет ими управлять.

В тоже время, в Кыргызстане хорошо понимают, что страна крайне нуждается в развитии инфраструктуры, которая может способствовать продвижению его экономического роста. А этого можно добиться за счет инвестиций в транспортную инфраструктуру страны, тем самым помогая восстановить региональную экономическую интеграцию и содействуя торговле. Кыргызстан имеет удобное расположение и может получить выгоду от инициативы «Экономический пояс шёлкового пути», поэтому не должен упустить возможность стать пересадочным пунктом на маршруте «Китай-Европа».

В свою очередь, Узбекистан крайне заинтересован в строительстве данной железной дороги, так как его задача - «сшить» Центральную Азию с Южной Азией и выйти на китайский рынок. Узбекистан, являясь крупной центрально-азиатской страной с населением в более 35 млн.человек, находится в сухопутной континентальной блокаде и доступ на китайский рынок для него очень важен. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев стремится достичь высокого экономического роста, создать рабочие места и повысить уровень жизни в Узбекистане. А это открытый намек на то, что Ташкент готов для бизнеса. Зарубежные поездки на высшем уровне, например, в Германию, Францию, ОАЭ и Китай, продемонстрировали, что на повестке дня приоритетными вопросами для Узбекистана являются торговля и инвестиции. В подтверждение чего, визит Мирзиёева в Китай в мае 2017 года завершился подписанием почти 100 соглашений на общую сумму 20 млрд. долларов США.

Понятно, что Китаю этот проект выгоден с точки зрения диверсификации маршрутов поставок своих грузов в Европу, но, с другой стороны, прямое железнодорожное сообщение с Узбекистаном поможет китайским производителям получить более легкий доступ к самой густонаселенной стране в Центральной Азии и к 35 миллионам потенциальных клиентов.

Таким образом, строительство магистрали позволит, во-первых, повысить транспортно-транзитный потенциал не только Кыргызстана и Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии, поскольку действующие железные дороги уже не справляются с растущим потоком грузов и товаров из Китая в страны региона, а также в страны Европы. Во-вторых, расширенное транспортное сообщение с остальным миром будет способствовать росту экономики Узбекистана и Кыргызстана, не имеющих выхода к морю. В-третьих, и Узбекистан, и Кыргызстан могут превратиться в благоприятный вариант для международных грузоперевозчиков в восточно-западном направлении, в чем можно сегодня позавидовать Казахстану. В-четвертых, теоретически, такая железнодорожная линия может связать Китай, Кыргызстан и Узбекистан с Туркменистаном, а также с портами Каспийского моря и далее с Европой.

Джавад Мурадов

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА