Как ЕАЭС повлиял на Казахстан?

  08 МАРТ 2022    Прочитано: 222
Как ЕАЭС повлиял на Казахстан?

Интервью Vzglyad.az с экс-советником председателя Нацбанка РК, известным казахстанским экономистом Айдарханом Кусаиновым.

- Казахстан является одним из главных инициаторов создания ЕАЭС. Что приобрела страна за время пребывания в организации? В каких областях наблюдается прогресс, в каких - регресс, с экономической точки зрения?

- На самом деле, достаточно трудно сказать, в каких областях Казахстан больше всего приобрёл, потому что, как мне кажется, такой ярко выраженной области или отрасли, где можно сказать однозначно, что здесь произошел прорыв, нет. Но здесь хочется отметить, что больше вопросов к нашей, казахстанской экономической политики. Евразийский экономический союз открыл серьёзные перспективы, которыми, к сожалению, мы не воспользовались. С этой точки зрения, говорить о развитии и прорыве Казахстана достаточно сложно. При этом другие страны, даже без членства в ЕАЭС, достаточно эффективно воспользовались рынком России. Например, белорусские креветки на сегодня заполнили российский рынок.

На самом деле есть и определённый казахстанский экспорт в Россию. Он вырос, но очень часто это был реэкспорт из Узбекистана. Продукты, в основном сухофрукты, фрукты, овощи завозились из Узбекистана в Казахстан, а потом как казахстанские активно шли в Россию. С этой точки зрения, наверное, у нас сельское хозяйство выиграло.

Но опять возникает та же самая проблема. Вы знаете, сейчас у нас для того, чтобы сдержать рост цен, начинают запрещать экспорт тех или иных товаров. Наши фермеры могли бы заработать, потому что они отправляют продукты в Россию, но у нас запрещали экспортировать капусту, картошку, сейчас мясо запрещают. Это та самая история, когда я говорю о том, что у нас есть возможность зарабатывать, но внутренняя экономическая политика буквально сдерживает нас.

С другой стороны, я могу сказать, что в определенной степени ЕАЭС смягчил некоторые кризисные явления для населения. Это произошло вследствие того, что российские товары начали вытеснять турецкие и китайские. В 2015 году произошла достаточно серьезная девальвация. И после девальвации был виток инфляции, но во многом социальные последствия были сглажены тем, что, хотя импорт из Европы и Китая резко подорожал, российский импорт остался на прежнем уровне.

- Как вступление Казахстана в ЕАЭС повлияло на отечественное производство, на интересы местных бизнесменов? Насколько сильно пострадали малый и средний бизнес?

- Я бы не сказал, что пострадал. Опять же, здесь у нас секторальные проблемы. С одной стороны, действительно в определенной степени пострадали производители. Потому что дешёвые российские товары пришли и завоевали рынок. С другой стороны, те компании, которые занимаются импортом продукции, на этом заработали. То есть, если мы берём бизнес в целом как идею, то неизвестно, как лучше ответить - пострадали или нет. На самой деле, глобально - нет. Но, действительно, внутренние проблемы в экономике начинают чуть больше искажаться. Мы больше пересаживаемся на импортные товары в долгосрочной перспективе, мы уже сейчас сталкиваемся с тем, что внутреннее производство оказывается не очень конкурентно. Но я здесь ещё раз хочу подчеркнуть - это проблема не ЕАЭС. Это проблема того, что мы не можем воспользоваться данной нам возможностью.

В принципе это озвучил и президент Токаев. Он недавно говорил: да, ЕАЭС есть и это реальность, нам нужно просто пользоваться этой реальностью, пользоваться этими инструментами. И, к сожалению, пока мы не очень эффективно это делаем. Нужно активнее работать в этом направлении. Это очень характерно - мы вступили в ЕАЭС, получили возможность работать в рамках этого союза и проводим такую политику. Но само министерство торговли в Казахстане появилось в 2019 году.

То есть это такая достаточно удивительная ситуация - вступить в союз и при этом не иметь министерства торговли, которое должно играть главную роль во всей этой истории. Это министерство появилось только в 2019 году, но хороший знак, что в 2022 году ведомство пришло в руководство правительства. У нас министр торговли повышен до уровня вице-премьера. Президент Токаев именно это подчеркнул: он специально повышает министра торговли, чтобы тот мог эффективнее работать в рамках ЕАЭС. Поэтому, ещё раз подчеркну, мы создали, мы вступили, но, наверное, было какое-то неверное толкование и эйфория в ожидании, что этот союз автоматически принесёт выгоды.

Самир Велиев

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА