Стоит ли Азербайджану и Узбекистану интегрироваться в ЕАЭС?

  05 МАРТ 2022    Прочитано: 296
Стоит ли Азербайджану и Узбекистану интегрироваться в ЕАЭС?

«До вступления в Таможенный союз Кыргызстан по большей части торговал с Китаем, и часть потоков, которые шли по серым каналам, вынуждены были легализовываться либо «сварачиваться». То есть пострадал тот бизнес, который сидел на контрабанде».

Об этом Vzglyad.az сказал кыргызстанский экономист Кубат Рахимов, комментируя вопрос, насколько сильно пострадал отечественный бизнес от вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

По его словам, второе - пострадали те, кто вовремя не переориентировался, исходя из реалий рынка.

«Это бизнес. В бизнесе кто-то поднимается, кто-то разоряется. Большая часть малого и среднего бизнеса у нас ориентирована на рынок услуг внутри страны. Мы являемся неофициальной гастрономической столицей ЦА. То есть по количеству кафе и ресторанов Бишкек - номер один в регионе, даже сравнивая с такими «монстрами», как Ташкент и Алматы.

Мы можем накормить всех, у нас все виды кухни и мы ориентированы на туризм, на продукцию первого передела, возможно на какие-то локальные рынки сбыта, которые требуют определенных комплектующих, полуфабрикатов из разных стран мира. Кто-то смог переориентироваться, кто-то просто наладил нормальные отношения. У нас до сих пор с Китаем очень хорошие именно торговые отношения. И по импорту мы как были, так и остаемся с Китаем, он для нас является приоритетным торговым партнёром по сей день.

Другое дело, что изменилась структура этой торговли, и наш малый и средний бизнес, работающий в регионе, на мой взгляд, даже больше выиграл от вступления в ЕАЭС. Потому что, я не зря упомянул про сектор услуг, в том числе связанный со строительством, а наши мигранты, так называемые трудящиеся ЕАЭС, ежегодно перечисляют 2.5 миллиарда долларов в Кыргызстан. И эти деньги у нас традиционно уходят в основном на строительство домов, потому что, как правило, люди, работающие за границей, мечтают построить свой дом. Тут подстраивается сектор услуг, сектор производства стройматериалов, и т.д.

Кроме того, молодые люди едут заграницу, чтобы заработать деньги на свадьбу. У нас всегда активно функционировал рынок, связанный с проведением всевозможных торжеств. И если вы приедете в Бишкек, то удивитесь количеству таких заведений. По сути, вступление в ЕЭС, оно просто переформатировало подходы малого и среднего бизнеса. Никоим образом они не пострадали в глобальном плане, в плане того, что не получили дополнительную массовую безработицу, закрытие целых отраслей и т.д.»,- отметил К.Рахимов.

Говоря о том, каковы перспективы интеграции Азербайджана, Узбекистана в ЕАЭС, эксперт сказал, что Тот этап, который прошли 5 стран ЕАЭС, он ещё пока до конца не осмыслен, потому что есть определённые моменты, которые требуют пересмотра.

«Я считаю, что раз мы говорим об этом как раз в канун 10-летия Евразийской экономической комиссии, бюрократы 5 стран нас немного под себя подстроили, то есть мы забюрократизировались. И большая часть бизнеса, большая часть простых людей не понимают иногда, как функционирует ЕАЭС. Какова реальная, осязаемая польза. Поэтому здесь, в первую очередь я считаю, нужна перестройка каких-то внутренних механизмов ЕАЭС, так называемых органов. Там же есть и суд, и прочее, и автоматически мы должны становиться привлекательными для новых стран.

Узбекистан и Куба стали наблюдателями, до этого была Молдова, но Молдова занимает немного странный статус, одной ногой в ЕС другой в ЕАЭС. А после того, как госпожа Санду стала президентом, вообще уменьшились контакты с ЕАЭС. Поэтому, в лучшем случае, я бы рекомендовал на первом этапе, например, Азербайджану стать наблюдателем, как это сделал Узбекистан. Это не налагает никаких обязательств, с другой стороны, вы изнутри будете видеть происходящее благодаря наличию постоянного представителя при Евразийской экономической комиссии, за счёт участия в расширенном заседании глав государств ЕАЭС на евразийском межправсовете, где, как правило, присутствуют премьер-министры. Хуже от этого не будет. Право вступать или нет, в любом случае, остаётся за страной, это суверенное право. И здесь надо трезво оценивать свои выигрыши и проигрыши, особенно с учётом политического фактора. Вы не должны забывать, что одним из участников ЕАЭС является Армения и вы будете находиться с ней за одним столом. И мне достаточно сложно сейчас представить, что вы уберете таможенные посты на границе с Арменией. Понятно, что есть ещё пограничные и какие-то другие признаки суверенитета. Но убрать таможенные посты было бы неожиданным поворотом в развитии ваших двухсторонних отношений.

С другой стороны, для Азербайджана было бы немаловажно поднять статус тех граждан страны, которые заняты на рынке труда России. Мы можем поделиться опытом, достаточно подробно и системно показывать, где есть острые углы и подводные камни. Насколько мне известно, на данный момент в России граждан Кыргызстана работает в два раза больше, чем граждан Азербайджана. Это только по официальным данным. Поэтому их легализация и приведение их трудового статуса на уровень граждан РФ, упрощение системы трудоустройства, на мой взгляд, не самое плохое, что ваше правительство могло бы сделать для простых людей. Не для корпораций и большого бизнеса, а именно для простых людей. Здесь очень важен социальный фактор, фактор справедливости», - заявил К.Рахимов.

Самир Велиев
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА