Кыргызстанский экономист: «У нас нет торговли с Арменией»

  03 МАРТ 2022    Прочитано: 226
Кыргызстанский экономист: «У нас нет торговли с Арменией»

«Кыргызстан привлекал в ЕАЭС однозначно «четыре степени свободы»: общий рынок труда, капитала, товаров и услуг. В 2022 году мы уже можем констатировать, где имеем выигрыш. Мы очень сильно выиграли по рынку труда. Потому что мы нетто поставщик рабочей силы, в первую очередь на российский рынок, во вторую очередь - на казахстанский. Выравнивание условий, отсутствие патентов, экзаменов и выравнивание налогообложения повлияли на несколько моментов. Первый - теперь Кыргызстан на недискриминационной основе может работать на 180-миллионном рынке труда. Это для нас очень важно, потому что Кыргызстан, как и большинство стран Центральной Азии, а также Азербайджан, развивались в направлении прироста населения, в отличие от европейской части бывшего СССР».

Об этом Vzglyad.az сказал кыргызстанский экономист Кубат Рахимов.

По его словам, население Кыргызстана выросло на 2 миллиона человек после распада СССР.

«Соответственно, у нас регион с избытком трудовой силы, и для нас очень важно, где будут работать наши люди. Отбрасываем популизм некоторых политиков, которые говорят, что создадут рабочие места легко и просто на эти 2 миллиона человек, потому что это не правда. Мы каждый год экономим порядка 250 миллионов долларов. Если брать с момента создания союза, то это уже приличная сумма, которая превышает 1 миллиард долларов.

Экономим только за счёт того, что наши граждане не платят за патент, который обязателен для мигрантов. В Москве и Московской области и на Крайнем Севере самые дорогие патенты, а как раз туда в основном и едут наши люди. Соответственно, нет никаких ограничений на трудоустройство, в то время как граждане стран, не являющихся членами ЕАЭС, обязаны проходить полностью все процедуры, которые обозначены российским законодательством. Это очень немаловажно, взять хотя бы экономию на экзамене по русскому языку. Формально это не считается доходом государства (имеется в виду в данном случае РФ), но так или иначе там уже сформировалась своя инфраструктура, которая поглощает денежную массу мигрантов. И получается, что эти деньги тоже не доходят до родины.

Кыргызстан входит в пятёрку тех стран, которые имеют более 25 процентов в ВВП от мигрантов, от денежных переводов. То есть представьте, какую роль для нас играл рынок труда. Это очень важно, мы выиграли здесь однозначно.

Второй момент. Хотим мы того или нет, Таможенный союз позволил решить многие вопросы, которые были у Кыргызстана в торговле с Казахстаном и Россией. Потому что мы убрали таможенные посты, отстроили правильную логистику для наших экспортёров, то есть были сняты ограничения. С другой стороны, Кыргызстан имел определённую долю доходов и достаточно весомую долю поступлений и в госбюджет от реэкспорта. При всем этом реэкспорт не запрещен таможенным кодексом ЕАЭС. Это один из легальных видов деятельности. Кроме того, в таможенном кодексе есть 6 методов оценки товара, которые позволяют гибко подходить к этому вопросу. И в этой конструкции Кыргызстан за эти годы, не нарушая законодательства, не нарушая наднациональной конструкции в целом, смог сохранить часть реэкспортного потока из того же Китая. Нравится это кому-то или нет, но это тоже доход нашего национального бюджета, потому что, когда товар поступает на территорию страны, входящей в ЕАЭС, то налог на добавленную стоимость попадает к нам в бюджет. И это нормально, когда есть конкуренция между странами, которые хотят, чтобы товар попал к ним. НДС не является многонациональным налогом, а пошлины, которые собирают в общий котёл, перераспределяются уже согласно правилам Таможенного союза.

Третий плюс, в моем понимании, это так называемый союз технических регламентов. До вступления в ЕАЭС у нас стандартов как таковых не было, приходила несертифицированная продукция из Китая, на которую в лучшем случае наклеивалась какая-нибудь бумажка с переводом. Мы не знали, что мы употребляем, насколько это опасно или безопасно и т.д. Теперь вся продукция сертифицирована, вся продукция проходит через фильтр, и у нас есть значок ЕАЕС. Эта стандартизация здорово помогла нашим производителям, потому что мы сразу после прохождения всех этих процедур получили доступ к общему рынку. А это немаловажно. Понятно, что экономика Кыргызстана с точки зрения экспорта не очень большая и конечная продукция в том виде, в каком мы привыкли её видеть на полках супермаркетов, может быть, не доходит до Москвы, Минска или Бреста. Но кыргызстанская продукция хорошо представлена с отметкой Евразийского экономического союза, например, в Казахстане и в Сибири. То есть на полках магазинов в Сибири можно увидеть продукцию made in Кыргызстан.

Также облегчились условия для импорта многих позиций, от которых мы зависели. Это российская, белорусская и казахстанская продукция. В этом плане у нас нет торговли с Арменией. Потому что, во-первых, у нас схожие экономики, во-вторых, у нас нет комплиментарности, да и с советских времен не было зависимости с точки зрения товарных потоков, тем более инвестиций. Это единственная страна, с которой у нас почти нулевые показатели.

Казахстан наш ключевой сосед, тоже с быстрорастущим населением – там уже около 20 миллионов. Россия для нас ключевой рынок труда, мы здесь выиграли однозначно.

Где мы, возможно, пострадали, это, наверное, в том, что ранее у нас был паритет между товарными группами из Китая, России, Казахстана, Турции, Ирана, был кое-какой баланс и простой потребитель мог выбирать. После вступления страны в ЕАЭС, конечно же, импортерам нужно было соблюдать требования, о которых я говорил ранее. То есть выполнять требования технического регламента Таможенного союза. И также переходить к цивилизованным формам таможенной очистки. Это тоже немаловажно, потому что многие использовали челночные варианты, соответственно, они занижали стоимость, и это хорошо для простого потребителя. Он мог прийти на базар и купить что-то очень дешёвое, китайское, и был рад этому. Но от этого страдал бюджет. Эта продукция была не сертифицированная. После вступления в ЕАЭС у нас сейчас доминируют российские, белорусские, казахстанские товары. И, конечно же, китайская продукция, но уже сертифицированная, которая, как правило, заходит к нам не напрямую, а через крупные оптовые логистические центры на территории России или Казахстана. Поэтому, на самом деле, любой минус является плюсом.

Мы сейчас серьёзно задумались, как вступить в большую конкуренцию за логистику. Важно понимать, что ЕАЭС по сравнению с тем же Европейским союзом, хоть и является второй интеграционной структурой в мире по глубине, с другой стороны, даёт очень большую степень свободы странам, которые входят туда. Есть большой перечень изъятия, страны-члены могут в автономном режиме регулировать свои взаимоотношения с ВТО. То есть из 5 стран союза Белоруссия не является членом ВТО, а остальные являются»,- заявил кыргызстанский экономист.

Самир Велиев

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги:





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА