Ван И в Анкаре – успешная встреча держав, за которыми будущее

  26 МАРТ 2021    Прочитано: 4314
Ван И в Анкаре – успешная встреча держав, за которыми будущее

Сегодня международный антикитайский клуб понес большую потерю. Тем, кто видели Турцию в авангарде борьбы против Пекина, пришлось пережить горькое разочарование. Потому что этот флагман тюркского мира устами своего президента заявил о том, что не намерен участвовать в какой-либо антикитайской деятельности, а, наоборот, собирается еще более расширять сотрудничество и полностью поддерживает целостность КНР.

Но обо всем по порядку.

В пятницу, 26 марта Госсоветник, министр иностранных дел Китая Ван И посетил Анкару. Этот визит можно назвать знаковым на фоне расширяющейся антикитайской истерики на Западе. Там буквально соревнуются друг с другом, принимая одну резолюцию против Китая за другой. Конечно же, это им чрезвычайно невыгодно, но зато можно отличиться перед сюзеренем – то есть Вашингтоном, откуда вся эта истерия и дирижируется.

22 марта Евросоюз, в свое время ненавязчиво пытавшийся отговорить Штаты от втягивания Европы в свои безумные игры против Пекина, утвердил новые санкции в отношении четверых граждан и одной организации Китая. Мотив - "за преследования уйгурского мусульманского меньшинства в Синьцзяне". В тот же день о новых санкциях против Китая с удовольствием объявили США, Канада и Великобритания. Причина все та же – «права человека» и какая-то неестественная и неожиданная для этих держав забота о судьбе мусульман. Штатам не удалось подобраться к Поднебесной с экономического бока, и они решили ударить излюбленным оружием против непокорных – правами человека.

И вот, после очередного демарша Ван И, успешный и тонкий китайский дипломат отправляется с визитом в Анкару. Это стало неприятным сюрпризом для тех, для кого развал Китая стал чуть ли не делом всей жизни. Дело в том, что вся вакханалия развернулась вокруг распространяемых западными правозащитными организациями лжи о якобы зверствах и преследованиях в отношении проживающих в Синьцзян-Уйгурской автономии мусульман-уйгуров. В свое время турецкая сторона действительно была среди тех, кто негодовал, слыша новости о надуманных злоключениях братьев-уйгур, однако в дальнейшем Анкара разобралась в ситуации и смогла отделить черное от белого. Казалось бы, кто как не оплот тюркского мира Турция должна была встать во главе всемирного похода на Китай? Но этого не случилось, наоборот, в последние годы, по мере расширения антикитайской истерии, начали шириться и углубляться турецко-китайские отношения.

Помимо самого визита, многих ждал еще один неприятный сюрприз – Ван И принял сам президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Встреча прошла в дружественной атмосфере. Говорили об экономике, политике, крупных проектах. Это был разговор стран, заинтересованных друг в друге в соответствии, как выразился господин Ван, со своими коренными интересами. Действительно, у Китая и Турции достаточно точек соприкосновения, сулящих дивиденды обеим странам.

"Ван И подчеркнул, что обе стороны должны продолжать понимать и поддерживать друг друга по вопросам, затрагивающим основные интересы партнера, придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела друг друга и укреплять политическую основу китайско-турецких отношений", - отмечается в сообщении МИД КНР по итогам встречи. Китайский дипломат заявил о готовности Китая оказывать поддержку Турции в борьбе с коронавирусом, в том числе и в сфере вакцин. Кроме того, Пекин выступает за углубление сотрудничества в высокотехнологичных областях, таких, как связь формата 5G, искусственный интеллект, цифровая экономика. В свою очередь, господин Эрдоган отметил, что Анкара придает большое значение развитию отношений с Китаем, решительно выступает против всех форм терроризма, и готова к более тесным контактам и обменам с КНР.

Затронув в данном случае тему терроризма, президент Турции говорил об этом в контексте распространения среди уйгурского населения СУАР под воздействием «обеспокоенного Запада» террористических и экстремистских настроений. Попыткам правительства Китая вытащить уйгур из средневековья, дать им грамотность и будущее противники Пекина пытаются противопоставить радикализацию мусульманской общины, играя именно на невежестве миллиона этих граждан КНР. К сожалению, в определенной степени это уже удалось – радикалами была совершена серия терактов против китайского населения и объектов в других регионах КНР.

Турция, как никто другой знает цену террору, так как ей довелось столкнуться с таким страшным явлением, как армянский терроризм. Терроризм, как громче всего уверяют на Западе, не знает религии и национальности, но почему-то на том же Западе преследованию за деяния подготовленных западными спецслужбами негодяев подвергается Ислам. Конечно же, Анкара не может позволить кому-то втянуть себя в такую грязную и кощунственную игру, где те, кто преследуют и дискриминируют мусульман в своих странах, пытаются представить защитниками Ислама. Знают в Анкаре все и о сепаратизме, так как борются с ним на собственной территории.

Исходя из всего этого, министр Ван И позволил себе громко высказать на встрече с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу надежду Китая на понимание и поддержку со стороны Анкары по вопросам, затрагивающим ключевые интересы КНР, в том числе по ситуации с Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

"Китай поддерживает турецкую сторону в проведении независимой политики и уважает социальную систему, экономическую модель и путь развития, который выбрала Турция, исходя из национальных условий", - подчеркнул Ван И, дав понять, что Пекин ожидает от Анкары того же. Со своей стороны Пекин готов укреплять стратегическую координацию с Турцией, совместно поддерживать мультилатерализм, противостоять политике односторонних действий, защищать систему международных отношений, ядром которой является ООН, и международный порядок, основанный на международном праве, а также совместно строить сообщество единой судьбы человечества. Заняв объективную и справедливую позицию и исходя из пожеланий большинства стран, Китай выдвинул инициативу из пяти пунктов по достижению мира и стабильности на Среднем Востоке и готов сотрудничать с турецкой стороной в поддержании мира и стабильности в регионе.

В свою очередь Мовлют Чавушоглу заявил, что Турция придерживается принципа одного Китая и привержена дальнейшему продвижению турецко-китайских отношений стратегического сотрудничества.

Примечательно, что многие мировые СМИ не распространили сказанное Чавушоглу в подробностях. Создалось впечатление, что в ответ на пламенные призывы китайского коллеги глава МИД Турции отделался простыми любезностями. Но этом не так. Как можно узнать из китайских источников, Чавушоглу прямо заявил, что Турция не собирается участвовать в какой-либо антикитайской деятельности, не допустит направленной против Китая террористической активности на своей территории. Турецкая сторона высоко ценит и надеется на дальнейшее углубление сотрудничества с Китаем в области вакцин.

Глава МИД подчеркнул, что Турция надеется на укрепление сотрудничества с Китаем по крупным проектам, углубление сопряжения программы "Среднего коридора" с инициативой "Пояс и путь", увеличение экспорта в Китай и расширение гуманитарных обменов. Турецкая сторона приветствует взаимное открытие в двух странах турецких и китайских культурных центров, ценит инициативу Китая по обеспечению безопасности и стабильности на Среднем Востоке и готова укреплять взаимодействие и координацию с китайской стороной по этому вопросу.

Заинтересованность двух держав в сотрудничестве в рамках проекта «Один пояс, один путь» это тема отдельного и большого разговора. «Средний коридор» это один из коридоров Экономического пояса Шелкового пути, проходящий по линии Запад-Восток – через Азербайджан и Турцию. С открытием железной дороги Баку-Карс этот маршрут перешел из стадии проекта в стадию практической реализации. Первый состав из Китая в Турции по «срединному пути» ушел в ноябре 2019 года, а первый турецкий состав отправился в КНР в начале декабря 2020-го. То есть маршрут можно считать официально открытым для обеих стран. Он уже доказал свою выгодность и эффективность для грузообмена, чего давно стремившиеся к росту товарооборота Анкара и Пекин раньше были лишены. Одним словом, Пекину и Анкаре есть, о чем поговорить. А недоброжелатели могут нервно курить в стороне, потому что ничего другого им все равно не остается.

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Турция   Китай  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА