Почему Грузия мешает реализации проекта "Цифровой Шелковый путь"? - РАССЛЕДОВАНИЕ

  12 СЕНТЯБРЯ 2020    Прочитано: 7395
Почему Грузия мешает реализации проекта "Цифровой Шелковый путь"? - РАССЛЕДОВАНИЕ

Приблизительно год назад азербайджанская фирма "Negsol Holding" за 61 миллион долларов приобрела 49% акций компании «Caucasus Online», оператора оптоволоконного кабеля, проходящего по дну Черного моря. Это была очень серьезная сделка. Но спустя короткое время выяснилось, что есть силы, которые мешают реализации сделки. Так кто же они и каковы их цели?

Прежде всего, отметим, что в "Negsol Holding" представлены фирмы, наладившие свой бизнес не только в Азербайджане, но и в США, Великобритании, Турции, Казахстане, ОАЭ и Грузии. Возглавляет холдинг Насиб Гасанов.

“Caucasus Online” (Кавказ Онлайн) - компания, играющая стратегическую роль в обеспечении региона Интернетом. Основная Интернет-нагрузка, которая проходит от Европы до Южного Кавказа, ложится на линию, которая проведена по дну Черного моря. Компания контролирует 85% этого рынка в Армении, 65% в Грузии и 50% в Азербайджане.

До подписания соглашения стороны более года вели переговоры, о которых было проинформировано правительство премьер-министра М. Бахтадзе. Правительство Грузии приветствовало это соглашение. Однако после назначения премьер-министром Г.Гахария стали возникать проблемы. В настоящее время правительство Грузии заявляет, что покупка является незаконной, поскольку она не была согласована с ней. Согласно правилам, правительство Грузии должно одобрить покупку и продажу более 5% от общего объёма телекоммуникационных компаний.

На фоне спорной ситуации 17 июля этого года в телекоммуникационное законодательство Грузии было внесено интересное изменение. Так, Национальной комиссии Грузии по коммуникациям было предоставлено право назначать специального менеджера для тех компаний, которые не выполняют ее требований. Эти менеджеры будут иметь неограниченные полномочия. Эксперты считают, что это изменение негативно скажется на деловой среде Грузии: фактически любая частная организация в сфере телекоммуникаций может попасть под полный контроль государства. По некоторым данным, этот шаг был предпринят только для того, чтобы полностью взять под свой контроль «Кавказ Онлайн».

Эта ситуация вызывала как удивление, так и критику со стороны западных партнеров, которые поддерживают развитие крупного международного «цифрового телекоммуникационного коридора», соединяющего Грузию и Азербайджан с рынками Европы и Азии через волоконно-оптические сети. Бывший посол США в Азербайджане Мэтью Брайза заявил грузинским СМИ, что сожалеет о позиции Тбилиси. Потому что альтернативой этому коридору является российский маршрут. Но на фоне напряженных отношений с Россией Грузия останется в стороне. Однако проектом также предусмотрено создание центра хранения данных для контент-провайдеров (Netflix, Amazon, Google и др.) в Тбилиси. То есть все это в интересах самой же Грузии.

Представители правительства Грузии не объяснили, почему они воспрепятствовали проникновению азербайджанского инвестора на телекоммуникационный рынок Грузии. Ведь там азербайджанские компании работают также и в других важных отраслях. Тем не менее, Мамия Санадирадзе, бывший владелец Caucasus Online, сказал, что, если крупная азербайджанская компания получит контроль над евроазиатским кабелем, телекоммуникационный узел будет создан в Баку, а не в Тбилиси, и Грузия потеряет свое стратегическое положение в телекоммуникационной системе региона. Neqsol пригласит в Азербайджан таких гигантов, как Netflix, Amazon и Google, и Грузия таким образом не сможет стать мостом между Европой и Азией, а превратится в тупик, сказал он.

В настоящее время Negsol готовится подать апелляцию в Международный арбитражный суд. Известные международные юридические фирмы считают законодательные изменения в этой сфере противоречащими грузинскому и международному правовым нормам.

Так почему же правительство Грузии предприняло подобный шаг?

Прежде всего, соглашение позволит Азербайджану стать Интернет-центром в регионе. Эксперты называют данный проект, который свяжет Азию и Европу, «Цифровым Шелковым путем». Это, в свою очередь, может еще больше повысить геоэкономический престиж Азербайджана в регионе. Предположительно, Грузия не допустила приобретения национального оператора иностранной компании из-за опасения или зависти, точнее даже ревности.

Этот шаг также можно рассматривать как политику давления на иностранных инвесторов. В этом контексте заслуживает внимания вытеснение американской нефтяной компании Frontera Resources, а также других компаний, участвовавших в строительстве глубоководного порта в Анаклии.

Одним из чувствительных моментов является то, что Армения также выразила недовольство продажей проекта. В Армении опасаются, что Азербайджан сможет анализировать интернет-трафик в Армению. С другой стороны, есть альтернативный проект, поддерживаемый Ереваном. Во время визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Иран, который состоялся 27-28 февраля 2019 года, Иран, Катар и Армения подписали Меморандум о новом «оптическом канале связи Катар-Иран-Европа», проходящем через Армению. Меморандум с армянской стороны подписал соучредитель UCOM Александр Есаян, заместитель министра связи и информационных технологий Ирана и директор иранской телекоммуникационной компании Маджид Садри и президент Gulf Bridge International, крупнейшего провайдера кабельных сетей Катара Абдулла аль-Руайли. По соглашению, операторы трех стран будут сотрудничать в создании нового транзитного маршрута для подключения к Интернету, который свяжет Персидский залив и страны Азии с Европой.

По словам Есаяна, "присоединяясь к этому проекту, Армения подчеркивает, что является одним из региональных лидеров в области информационных технологий и коммуникаций". Новая наземная линия будет альтернативой существующей морской линии. Она обойдет Турцию и Азербайджан. Хотя компании из Турции и Азербайджана хотели участвовать в проекте, тот факт, что выбор пал на Армению, был признаком его политического характера. Согласно сайту Gulf Bridge International, у проекта есть два ответвления в Армению через Грузию. Один из них проходит через оккупированные территории Азербайджана.

Учитывая, что только GBI имеет достаточные финансовые ресурсы от трех партнеров, можно предположить, что проект все еще находится на бумаге и требует финансирования для его реализации. Ведь санкции в отношении Ирана усложняют процесс привлечения крупных инвестиций международных организаций в эту сферу. С другой стороны, 14 января 2020 года Служба национальной безопасности возбудила уголовное дело в отношении Гургена Хачатаряна, главы компании Ucom, партнера из Армении. Его обвиняют в причастности к коррупционным схемам его отца - Гагика Хачатряна - который занимал пост министра финансов когда президентом Армении был еще Серж Саргсян. Его отец находится в тюрьме с августа 2019 года. Гурген Хачатрян уклонился от следствия и в настоящее время разыскивается СНБ Армении. Хачатрян утверждает, что правительство оказывает давление на его компанию, чтобы заставить ее продать ее по низкой цене. Кроме того, одним из партнеров Ucom является зять Саргсяна, политический эмигрант М. Минасян. Не исключено, что проект будет очень сложно реализовать на фоне непрекращающихся головных дел против компании.

Таким образом, в настоящее время между двумя проектами идет конкуренция. Из них Цифровой шелковый путь может иметь больше шансов и выгод для региона. Правительству Грузии просто нужно отказаться от необоснованной ревности и незаконных препятствий, которые оно создает. Потому что в случае реализации альтернативного варианта одной из тех, кто окажется в проигрыше, будет сама Грузия.

Перевод: Керим Султанов

Vzglyad.az

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: NegsolHolding   CaucasusOnline   Азербайджан   Грузия   Интернет  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА