Зародышей из окаменевших яиц динозавров просветили синхротронным излучением

09 АПРЕЛЬ 2020    Прочитано: 2700
Зародышей из окаменевших яиц динозавров просветили синхротронным излучением

Ученые получили первые четкие трехмерные фотографии зародышей одних из самых древних динозавров Земли, массоспондилов.

Для этого специалисты просветили их окаменевшие яйца с помощью ускорителя частиц. Статью с описанием их работы опубликовал научный журнал Scientific Reports, сообщает Vzglyad.az со ссылкой на ТАСС.

"Ни один компьютерный томограф на Земле не может получить подобные снимки. Только крупные ускорительные установки вроде синхротрона ESRF в Гренобле могут показывать то, что скрыто в самых интересных окаменелостях", – рассказал один из авторов работы, палеонтолог из Музея естественной истории Лондона Винсент Фернандес.

До начала XXI века палеонтологам были известны лишь единичные примеры окаменелых яиц динозавров и фрагменты их скорлупок. Однако за последние два десятка лет ситуация кардинально поменялась.

В частности, исследователи нашли несколько крупных "кладбищ" яиц на севере Китая и в Монголии, в пустыне Гоби, а также десятки яиц самых больших динозавров планеты в Южной Америке. Их изучение показало, что многие динозавры были теплокровными существами, которые строили гнезда и умели высиживать яйца примерно таким же образом, как это делают их современные родственники, птицы.

Фернандес и его коллеги использовали подобные окаменелости для того, чтобы получить первые трехмерные фотографии миниатюрных и крайне хрупких черепов зародышей динозавров. Они изучали одну из самых известных находок такого рода в Африке, которую обнаружили еще в 1976 году.

Детеныши гигантов мезозоя
Кладку окаменевших яиц массоспондилов (Massospondylus carinatus), пятиметровых травоядных динозавров, ученые нашли во время раскопок в национальном парке Голден-Гейт на границе ЮАР и Лесото. Эти существа появились на Земле примерно 200 млн лет назад и были близкими родственниками зауропод – четвероногих гигантских ящеров, которые населяли Землю в последующие эпохи мезозойской эры.

Несколько лет назад ученые из ЮАР обратились за помощью к европейским коллегам и физикам, которые работают с синхротроном ESRF (Гренобль, Франция). Эта установка может вырабатывать мощнейшие пучки рентгеновского излучения, которые можно использовать для того, чтобы изучать внутреннюю структуру окаменелостей, в том числе и яиц динозавров.

Используя ESRF, палеонтологи выяснили, что внутри трех из пяти яиц скрывались хорошо сохранившиеся останки будущих детенышей массоспондилов. Ученые просканировали кости и черепа зародышей из этих окаменелостей, получив их сверхточные трехмерные фотографии фактически на клеточном уровне.

Проанализировав их структуру, палеонтологи выяснили, что процесс развития эмбрионов динозавров в целом мало отличался от того, как растут современные крокодилы и ящерицы-гекконы. Вдобавок, выяснилось, что сами яйца находились на значительно более ранних стадиях инкубации, чем раньше считали ученые. Кроме того, в челюстях массоспондилов ученые открыли два разных типа зубов, один из которых исчезал еще до того, как они вылуплялись из яйца.

В ближайшее время Фернандес и его коллеги планируют провести аналогичные эксперименты с другими окаменевшими яйцами. Это поможет ученым проверить эти выводы и понять, как развивались другие виды динозавров, которые появились на Земле значительно позже массоспондилов.

Тэги: Динозавры   Яйца