Израиль и русско-турецкий конфликт в Сирии - АНАЛИТИКА

  26 ФЕВРАЛЬ 2020    Прочитано: 2579
Израиль и русско-турецкий конфликт в Сирии - АНАЛИТИКА

В сирийском районе Идлиб и в пригородах Алеппо продолжаются бои. В сражениях между про-турецкими суннитскими джихадистами и силами анти-асадовской оппозиции с одной стороны, и Асадом - с другой, активно участвуют державы - Россия, Иран и Турция. И если участие Ирана, активно поддерживающего операции Асада на земле силами Хезболлы и других шиитских прокси, и авиации РФ - уже давно стало нормой, то все более активное вовлечение Турции в эти столкновения, является совершенно новым фактором. Турецкие батареи ведут огонь, прикрывая наступательные операции анти-асадовских боевиков, турецкие военные или близкие к ним боевики обстреливают российские самолеты из ПЗРК (если все же боевики, то мало сомнений, что им поставила это оружие именно Турция). И главное - Турция уже ввела в Идлиб около 4х тыс единиц военной техники и не менее 10 тыс военных. И это только начало. Переброска турецкой военной техники в район сирийской-турецкой границы продолжается. Еще никогда прежде Турция не проводила в Сирии подготовки к таким масштабным операциям. Еще никогда раньше она не поддерживала наступательные операции боевиков против Асада таким массированным артиллерийским огнем.

Президент Турции, Тайип Реджеп Эрдоган потребовал, чтобы до конца февраля войска Асада прекратили наступательные операции в Идлибе - последнем оплоте анти-асадовских сил в Сирии, сняли осаду с 12 турецких наблюдательных пунктов, где находятся в окружении сотни турецких военных, и отступили к границам "идлибской зоны деэскалации", указанным ранее в договоренностях между Россией и Турцией. Для Эрдогана операция Асада и его союзников в Идлибе неприемлема - она превратила регион в действующий вулкан, извергший поток из миллиона беженцев, направившихся к границам Турции. В самой Турции, где уже находятся 4 миллиона сирийских беженцев, это породило кризис, напоминающий европейский кризис беженцев, только сильнее, и это стоило Эрдогану поражения на муниципальных выборах в 2019 г. Любой ценой он хочет предотвратить появление в Турции новых беженцев и вернуть прежних домой.

Башар Асад не собирается делать ничего из того, что потребовал Эрдоган. Еще никогда не было случая, чтобы Асад отступил с ранее занятых позиций без боя. Он уничтожил все зоны деэскалации, кроме идлибской, не смотря на аналогичные соглашения и намерен довести дело до конца, разгромив окончательно вооруженную оппозицию в Идлибе. Впрочем, в данном случае у него так же есть серьезные аргументы: Турция не выполнила свою часть договоренностей и не разоружила боевиков, которые постоянно совершали рейды из Идлиба в асадовские регионы, устраивая диверсионные акции.

Проблема в том, что Эрдоган, поддерживающий сирийскую оппозицию, тоже никогда ранее не отступал от своих угроз и всегда рано или поздно реализовывал их (хотя и не обязательно в полном объеме). Кроме того, он чувствует поддержку США в этом споре. Высокопоставленный анонимный источник из США указывает следующее: "“Американские войска не будут напрямую вовлечены в конфликт [в Идлибе]; это наш предел. Но мы будем поддерживать Турцию в других областях - от разведывательных данных до специального оборудования, когда это будет необходимо.”

С учетом того, что в сражениях все чаще задействованы турецкие силы, вероятность прямого столкновения России и Турции растет. Хотя возможность компромисса между Россией и Турцией сохраняется (за счет третьей стороны - например, за счет курдов на северо-востоке Сирии - для которых этот вариант крайне неблагоприятен, или за счет Асада), ситуация становится все более угрожающей в плане возможности столкновения двух государств. В этих условиях ключевое значение получает вопрос о соотношении сил в регионе.

Согласно оценке некоторых российских военных экспертов, Турция обладает абсолютным военным превосходством в регионе - на земле, в море и воздухе. Силы, размещенные в Сирии российскими военными, даже не сопоставимы с турецкими. Кроме того, сирийский Театр военных действий расположен вблизи Турции и на огромной дистанции от России, что крайне затрудняет возможности противостояния с Турцией. Если же говорить о настроениях в тылу, то согласно опросам Левада-центра, 55 % россиян выступает против участия РФ в войне в Сирии и только 30% - за. В Турции, напротив, согласно оценке российского политического аналитика Кирилла Семенова, возможно преобладающая часть населения выступает в поддержку военных операций Турции в Идлибе после того, как там погибли 16 турецких солдат. Это соотношение неблагоприятно для российских военных операций против Турции. Если российского общество в настоящее время не заинтересовано в войне, то общественное мнениме Турции разогрето планами мести после сообщений о гибели их военных.

Армия Асада слаба в сравнении с турецкой. Дело не только в подавляющем военном, техническом и организационном превосходстве над ней Турции. Бои на северо-востоке показали, что значительная часть асадитов бежит при одном приближении турок.

С другой стороны, целью Турции не является унижение РФ. Россия заключает с ней контракты на миллиарды долларов, строит в Турции АЭС Аккую, создала газопровод, превративший Турцию в крупный газовый хаб, питающий энергией Европу, продает Турции новейшие оружейные системы С-400. Кроме того, Турция заинтересована в том, чтобы балансировать между РФ и США, добиваясь выгодных ей решений - таким образом Эрдоган укрепляет положение своей страны в качестве независимой и весьма воинственной державы. Турции не нужен конфликт с Россией, способный надолго заморозить отношения двух стран. К тому же, Россия - ядерная держава с сильной армией и злить ее - тревожно. Если РФ однажды не проявила готовности ответить военным ударом на удар Турции, сбившей российский самолет, это еще не означает, что Россия приняла идеологию пацифизма.

Однако, Эрдоган, как показала история с его натиском в северо-восточной Сирии и планами операции там, не отступает обычно от своих заявленных ранее планов. Он сумел уломать США не мешать его операции против курдов - "Источник Мира". В отношении России Эрдоган так же может позволить себе такую тактику.

Турция пока медлит с крупной операцией. Она, конечно, медлит потому, что не хочет осложнений с РФ и надеется вместе с Россией заставить Асада вернуться к прежним границам идлибской зоны или заключить с ним или РФ какой-то другой компромисс по разделу Сирии. Вероятность того, что стороны смогут договориться, по-прежнему высокая.

Но это - не единственная причина промедления. Турция тщательно готовит большое наступление. Крупная операция армии НАТО - не авантюрные броски, а тщательно спланированная акция - означает, что надо сначала развернуть все предназначенные для нее соединения. Концентрация турецких войск продолжается. Нельзя думать, что турки "беспорядочно нагромождают" такое колоссальное количество техники с целью блефовать и пугать. Такие дорогостоящие меры были бы нелепы и избыточны. Нет сомнений - идет подготовка к большой операции. Самой большой, с начала турецкого вмешательства в Сирии.

Когда и если Эрдоган атакует Асада - а это становится все более вероятно - армия Асада может побежать. Насколько быстро? Сколько захочет взять Эрдоган в Сирии? Аппетит приходит во время еды... И как в таком случае, поведут себя российские войска?

Вне всякого сомнения в Израиле постоянно наблюдает за тем, как разворачивается этот конфликт. С точки зрения израильского руководства и военных, главной угрозой для него является расширение влияния Ирана и его прокси в Сирии. Израиль обеспокоен не столько Асадом, сколько тем, что его режим все больше зависит от внешних сил. Поэтому руководство Израиля заинтересовано в поражениях Асада.

С другой стороны, де-факто Кремль, хотя и выступает на стороне асадо-иранцев в ходе сирийского конфликта, сотрудничает с Израилем. Российские ПВО не открывают огонь по израильским ВВС, которые весьма часто атакуют различные объекты на территории Сирии. Поэтому Израиль не склонен вступать в какую-либо конфронтацию с Россией.

Исходя из этого, Израиль, скорее всего, не будет никак вмешиваться в русско-турецкий спор. С другой стороны, израильские ВВС несомненно используют происходящее для того, чтобы активизировать удары по тылам Асада, предотвращая развертывание там иранских баз и про-иранских вооруженных формирований, особенно Хезболлы. Фактически, израильское воздушное наступление уже активизировалось, что мы можем наблюдать в последние недели, когда сообщения об атаках на силы Асада и Ирана со стороны ВВС Израиля поступают чуть ли не ежедневно.


специалист по Ближнему Востоку Михаил Магид, специально для Vzglyad.az

Vzglyad.az
Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Израиль   Оппозиция  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА