Венесуэла, Иран и будущее петродоллара

  25 ФЕВРАЛЬ 2020    Прочитано: 3330
Венесуэла, Иран и будущее петродоллара

Вслед за развалом Советского Союза начало XXI века ознаменовалось образованием еврозоны и возрождением Китая в качестве глобальной экономической державы.

Кроме того, этот период был отмечен ростом терроризма, прокси-войн и изменением политического режима в государствах Ближнего Востока и Северной Африки. Данные изменения в основном коснулись стран с первостепенной геополитической важностью и богатыми нефтяными ресурсами.

Контроль над стоимостью сырой нефти всегда был основной темой XX века, в которой историческими соперниками являются США и ОПЕК. И в этом противостоянии, начиная с середины прошлого века и до недавних пор, ОПЕК (международный картель стран, добывающих и экспортирующих нефть) имела подавляющий контроль, но открытие в области добычи сланцевой нефти вернуло Соединенным Штатам статус лидера в этой борьбе.

Разведанные запасы мировой нефти составляют 1.67 триллиона баррелей при текущем годовом потреблении в 36 миллиардов баррелей в год. Следовательно - мировых запасов нефти должно хватить еще почти на 50 лет.

В настоящее время США, напрямую или косвенно через страны-союзники, такие как Саудовская Аравия, Канада, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Ливия и Катар, контролируют около 50% мировых запасов нефти (см. Таблица 1). С самого начала этого столетия США способствовали смене режима в странах, богатых нефтяными месторождениями – в Ираке, Кувейт, Ливия, Йемен, и в геополитически важных государствах таких, как Афганистане и Египте. Объем разведанных запасов в Ираке, Кувейте и Ливии равен почти 300 миллиардам баррелей, что составляет около 17% от мировых разведанных запасов нефти. Иран с 10% мировых запасов, поддерживаемый Россией и Китаем, остается неприступным, но это не останавливает США от укрепления своих позиции вокруг богатых нефтью стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Таблица 1


*Страны - союзники США

Возрастающее присутствие США на Ближнем Востоке с начала XXI века – это не случайность, а скорее хорошо продуманное и рассчитанное решение. За последнюю декаду баланс сил непрерывно изменялся в пользу Азии, превращая Китай в лидирующую экономическую и военную державу. Уже сегодня, являясь второй по величине экономикой в мире (17% мирового ВВП), Китай стал ключевым игроком на Евразийском континенте. В 2017 году Китай ($162.2 млрд) превзошел США ($139.1 млрд) в импорте нефти, ставя под сомнение нефтедолларовую систему. Быстрорастущая экономика и оцененная в триллионы долларов инициатива «Один пояс - один путь», которая должна объединить Азию, Африку и Европу, подстегивают амбиции Китая доминировать на Евразийском континенте. Учитывая тот факт, что мировые воды находятся под контролем военных кораблей и баз Америки, желание Китая возродить Шелковый путь есть не что иное, как крайняя необходимость. Вероятность того, что санкционированные корабли, курсирующие в международных водах, могут быть занесены в черные списки и ограничены в доступе к портам, делает сухопутные пути через союзные территории Китая надежными и безопасными.

Конфронтация Америки с Китаем, которая трансформировалась в существующую торговую войну, – не что-то произошедшее в одночасье, а скорее процесс, который набирал обороты с начала XXI века. Очевидно, что торговый дефицит является лишь предлогом для США, чтобы попытаться загнать в угол Китай. Благодаря статусу доллара как резервной валюты у США существует торговый дефицит на протяжении многих десятилетий практически с любым государством.

Очевидная сила Китая – его самая большая слабость. Являясь промышленной державой, Китай в особой степени зависим от внешних ресурсов нефти и газа. Если этот двигатель перестать заправляться топливом, он станет бесполезным.

10 крупнейших поставщиков сырой нефти в Китай в 2017-м

Россия: US $37.9 млрд (15.8% от общего объема импортируемой нефти в Китай).
Саудовская Аравия: $29.7 млрд (12.4%).
Ангола: $24.9 млрд (10.4%).
Ирак: $22.4 млрд (9.4%).
Оман: $17.3 млрд (7.2%).
Бразилия: $16.2 млрд (6.8%).
Иран: $15 млрд (6.3%).
Кувейт: $11.9 млрд (5%).
Венесуэла: $7 млрд (2.9%).
США: $6.8 млрд (2.8%).

Объем импорта сырой нефти в Китай, осуществляемого пятью ведущими поставщиками (Россия, Саудовская Аравия, Ангола, Ирак и Оман), составил более половины (55.2%) из общего китайского импорта сырой нефти в 2018-м. В том же году Иран и Венесуэла предоставили 9.2% от всей импортируемой в Китай сырой нефти. Государственный переворот в Венесуэле и повторное введение санкций против Ирана лишили Китай этих источников, что говорит о необходимости поиска альтернатив. Саудовская Аравия, Ангола, Ирак и Оман не могут считаться диверсифицированными источниками нефти для Китая, так как эти страны, будучи союзниками США, могут сократить свой экспорт в Китай и тем самым подорвать его экономику.

На сегодняшний день Соединенные Штаты контролируют почти 50% мировых поставок сырой нефти и намерены довести эту цифру до 75%. Далеко несовпадение тот факт, что США прикладывают усилия для смены режима в Венесуэле тогда, когда она ведет торговые переговоры с Китаем. Причина очевидна: Венесуэла, которая в настоящее время тяготеет к России и Китаю, имеет самые крупные разведанные запасы нефти в мире. При условии успешного изменения режима в Венесуэле США получат доступ к дополнительным 18% мировых запасов нефти, в результате чего увеличат общий контроль над сырой нефтью до 65%. Вместе с Ираном эта цифра могла бы увеличиться до ошеломляющих 75% и укрепить гегемонию нефтедоллара США на многие годы вперед. Иран и Венесуэла, контролирующие сегодня почти 30% мировых разведанных запасов нефти, находятся под пристальным вниманием Вашингтона. Если цель будет достигнута, то США обретут почти неограниченную власть, и уже никто не сможет оспаривать эту гегемонию в обозримом будущем.

Таким образом, конечная цель США – заполучить тотальный контроль над глобальными поставками сырой нефти, напрямую или через своих союзников, чтобы держать не только Китай, но и весь мир на коротком поводке. Очевидно, что государственный переворот в Венесуэле, повторное введение санкций против Ирана есть не что иное, как хорошо сдирижированная цепь событий, направленных на оказание давления на Китай. Шаг за шагом Соединенные Штаты пытаются выстроить будущее Китая согласно своему собственному видению. С другой стороны, мир меняется прямо на глазах, в нем формируются новые экономические державы, готовые противостоять текущему мировому порядку. Таким образом, третья декада XXI века, по всей вероятности, охарактеризуется эпохой беспрецедентных изменений, которые неизбежно приведут к трансформации однополярного мира к многополярному.

Источник: 1news.az
Рашад Гаджиев,

эксперт по финансам и инвестициям

Статья отражает точку зрения автора и может не совпадать с позицией редакции

Читайте актуальные новости и аналитические статьи в Telegram-канале «Vzglyad.az» https://t.me/Vzqlyad

Тэги: Иран   Венесуэла  





НОВОСТНАЯ ЛЕНТА